Существует пять типов национальной школьной программы Matura, каждый включает 13-15 обязательных предметов, 3 языка и дополнительные предметы по выбору. Специализация (гуманитарные н ауки, языки, экономика, естественные науки, технический цикл) начинается в 7 классе (в возрасте 13-14 лет). Немецкая программа средней школы Abitur похожа на швейцарскую, но существует лишь в трех вариантах: гуманитарные науки (языки, литература, искусства), общественные науки (социология, экономика и пр.) и технические науки (математика, естестественные науки, основы инженерии). Выбор жизненного пути приходится делать еще раньше, в 11-12 лет. Французская программа Baccalaureat состоит из двух циклов. Первый, общеобразовательный (6-10 классы, 11-16 лет), завершается экзаменами и получением аттестата о среднем образовании Diplome National du Brevet. Второй, специализированный, длится еще три года и ведет к получению диплома бакалавра Diplome du Baccalaureat de l’Enseignement du Second Degree. Программа итальянской средней школы Maturita близка к французской. Специализация по одному из четырех вариантов начинается в 14 лет, в так называемой “старшей средней школе” — Scuola Secondaria Superiore. Дети, избравшие британскую национальную программу, до 14 лет изучают большой набор школьных предметов. В 14 лет студент выбирает 5-10 дисциплин и в течение двух лет целенаправленно готовится к экзаменам на сертификат о среднем образовании – General Certificate of Secondary Education, GCSE. Те, кто собирается поступать в университет, проводят в школе еще два года (с 16 до 18 лет) – на программе предуниверситетской подготовки A-level. Ученики выпускных классов углубленно изучают те 4-5 дисциплин, в которых будут специализироваться в университете (подробнее – в разделе о британских частных школах. Выпускники, получившие образование в Швейцарии по американской программе, получают диплом американской средней школы High School Сertificate, признаваемый университетами США и Канады. Универсальная предуниверситетская программа International Baccalaureate (IB) разработана около 40 лет назад здесь же, в Швейцарии. Считается одной из самых эффективных и сбалансированных, а кроме того, и самых трудных программ школьного образования. По этой программе сегодня можно учиться (помимо Швейцарии) более чем в 100 странах мира, где существуют школы, выдающие диплом IB. Программа рассчитана на два выпускных года (для школьников 16-19 лет) и, кроме специализации, дает общее образование по разным областям знаний (подробное описание программы – в разделе о британских частных школах). Диплом IB признается большинством университетов мира, но программа все же не получила ожидаемого ее создателями распространения – она оказалась слишком сложной (в среднем по миру не более 70% выпускников программы успешно сдают экзамены и получают диплом). В Великобритании доля частных школ, предлагающих IB, не превышает 1%. В Швейцарии этот показатель по крайней мере в 10 раз выше. Британская или совмещенная англо-американская секция есть едва ли не в каждой международной частной школе-пансионе Швейцарии, они пользуются особой популярностью у иностранных родителей. Именно на эти отделения школ поступает большинство детей из России. Больше того, в Швейцарии есть и чисто британские, и чисто американские, и англо-американские школы. Основанные когда-то англичанами и американцами для детей своих сограждан, проживающих в Швейцарии, они сейчас принимают учеников со всего мира, швейцарцев в их числе. Есть в Швейцарии и совсем особенные школы, аналогов которым, пожалуй, нет нигде. Это «finishing schools», их задача – превратить девушек в истинных леди за время их обучения в Швейцарии. Школы завоевали популярность еще в XIX веке, когда девицам из самых аристократических семейств Европы, готовящимся к замужеству, преподавали здесь самые главные женские науки: манеры, искусство вести дом, танцевать, одеваться – словом, все то, для чего у французов есть точная формулировка «savoir vivre», умение жить. Теперь лучшие из этих школ, в их числе и известная «Surval Mont Fleuri» пересмотрели саму концепцию воспитания дамы высшего общества. Да, безупречные манеры, иностранные языки, умение устроить семейную жизнь без сучка, без задоринки – это все осталось. Но добавились новые элементы, необходимые для самостоятельной жизни в современном деловом мире. По разнообразию предлагаемых учебных программ Швейцария, безусловно, занимает первое место в мире. Тем не менее, сами швейцарцы считают, что сильная сторона швейцарской модели образования не в более или менее обширном списке предметов, которым в Швейцарии учат лучше, чем в других местах. А в том, что главное для этой модели – гармоничное развитие личности ребенка. Швейцарские колледжиВ Швейцарии до сих пор, невзирая на поразившую Европу моду на узкопрофессиональное, прагматичное образование, почитают заветы просветителя Иоганна Песталоцци, утверждавшего, что обучение – это \»священный процесс, в который должны быть вовлечены голова, душа и руки человека\». Поэтому в школах горной страны детей стараются вскармливать качественной пищей – как для ума, так и для тела и души. Здесь широко представлено все, что необходимо для физического совершенствования, – спорт, путешествия, экскурсии и горные экспедиции. Но и для духовного развития тоже существует огромный выбор занятий: музыка, изобразительное искусство, лепка, шитье, театр, дизайн, etc. И все эти дисциплины иностранные ученики имеют возможность изучать столь же глубоко, как и общеобразовательные предметы. Швейцария – это смешение языков и культур. Поэтому образование в Швейцарии – это нечто большее, чем собственно образование. Даже самое недолгое обучение в этой стране дает бесценный опыт погружения и в языки, и в традиции, и в способы мышления самых разных представителей Западной Европы. Такого рода опыт в некоторых жизненных обстоятельствах может оказаться для человека важнее знания таблицы умножения и даже основ маркетинга.
В этой стране иностранным ученикам помогают сформировать предельно гибкое отношение к ценностям, отличающимся от их собственных. По той простой причине, что сама Швейцария – воплощенная гибкость и дипломатичность по отношению к остальному миру. А любая из ее школ не что иное, как Швейцария в миниатюре.
|