09 января 15:05
размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]
Одна из отличительных черт нашего времени – активно протекающие во всех сферах общественной жизни интеграционные процессы. Важным направлением современной интеграции — отмена социально-культурных и образовательных барьеров, сближение систем образования и стремление России к мировым стандартам и эквивалентности высшего образования. Все это потребовало многоуровневой структуры подготовки специалистов, включая историков. В основе этого эксперимента лежит опыт российских университетов до 1917 г., в которых имелись бакалавриат и магистратура. Видные ученые, в том числе известные историки В.О. Ключевский, Е.В. Тарле и другие, защищали магистерские и докторские диссертации.
Многоуровневая система обучения требует новой философии образования. Представляется, что такого рода философия должна быть основана на твердой системе моральных и этических ценностей, которое берут свое начало в истории человеческой цивилизации, в традициях своего народа и в достижениях современной науки. Концепция, образовательно-профессиональные программа и учебный план многоуровневой подготовки строится на основе реализации следующих идей:
* культурологический подход к отбору содержания высшего исторического образования, позволяющий обеспечить развитие и самоопределение специалиста в контексте мировой и отечественной культуры; * фундаментализация содержания высшего исторического образования во взаимосвязи с практической направленностью профессиональной, подготовки; * целостность и преемственность образовательно-профессиональных программ разных уровней, их открытость и вариативность, предполагающие как динамичность изменений в содержании образования, так и профессиональной подготовки в соответствии с государственным стандартом и региональным компонентом; * ориентация при отборе содержания высшего исторического образования на творчество, самобытность, индивидуальность каждого студента, его неповторимую личность; * информатизация содержания высшего исторического образования, предполагающая широкое внедрение и использование новых информационных технологий. Все эти идеи начинают реализоваться на первых уровнях образования — в бакалавриате, где студенты путем изучения широкого круга дисциплин общекультурного блока (история отечественной и мировой культуры, риторика, философия, политология, социология, религиоведение, основы менеджмента, математика, информатика, иностранные языки и др.) погружаются в контекст общечеловеческой культуры, различных языков и видов искусств. Предметный блок, состоящий из фундаментальных курсов по истории России и всеобщей истории, источниковедению, историографии, археологии, вспомогательных исторических дисциплин и краеведения, ориентирован на освоение логики исторических знаний, как составной части общечеловеческой культуры. Особенностью концепции исторического образования в СГУ является то, что курс по истории мировых цивилизаций, рекомендуемый обычно к изучению в бакалавриате, перенесен в магистратуру. Это сделано с целью избежать дублирования учебного материала и сохранить фундаментальные исторические дисциплины по истории России и всеобщей истории. Разумеется, в магистратуре история мировых цивилизаций изучается в более обобщенном, теоретическом и сравнительном плане. Концепция магистратуры реализуется через программу индивидуально-творческой научной и профессиональной подготовки, в которой предметная подготовка органично сочетается с общекультурной и психолого-педагогической.
Магистратура призвана готовить специалистов с полным высшим педагогическим образованием для педагогической, научно-методической и организационно-управленческой деятельности в новых типах средних школ (гимназиях, лицеях), средних специальных заведениях (училищах, колледжах) и в высших учебных заведениях (институтах, академиях, университетах).
Образовательно-профессиональная программа магистра истории предъявляет к нему требования: знать предмет, структуру и методы исторической науки; теоретические основы разнообразных общественных явлений и процессов, исторические и социально-политические факторы; понятия, исторические и географические термины, необходимые для научного объяснения общественных процессов. Магистр истории должен владеть навыками учебно-педагогической деятельности и научно-исследовательской работы; уметь использовать методы исторической и социально-политической наук, решать учебные и научные проблемы с помощью компьютерных технологий. Для реализации вышеназванных целей учебный план магистерской подготовки содержит два блока дисциплин: федеральный компонент и национально-региональный компонент. В первый из них включены учебные дисциплины: Современные проблемы истории, История и методология исторической науки, История и философия истории, Компьютерные технологии в исторической науке и образовании, Иностранный язык. Данные дисциплины призваны углубить теоретическую, мировоззренческую подготовку бакалавров, вооружить их новейшими достижениями исторических наук. Например, в курсе \»Сравнительная история мировых цивилизаций\» и \»История России в контексте мировых цивилизаций\» первостепенное внимание уделяется типологии и историко-сравнительному анализу цивилизаций, вопросам революций и реформ в истории, роли государства, власти и личности, значению геополитических, географических и национально-освободительных факторов, места России и Советского Союза в истории XX века и т.д. При изучении курса \»История и методология исторической науки\» студенты изучают такие вопросы как предмет и функции исторической науки, методы исторического познания, роль формационного и цивилизационного подходов в истории, проблемы хронологии и периодизации в истории, исторический факт, вопросы критики источников и др.
Магистратура – прежде всего научная школа, призванная подготовить выпускников к научным исследованиям, вооружить их современной методологией и методикой научного познания. Подготовке к научно-исследовательской работе способствует система практикумов и спецсеминаров, в частности «Язык современной исторической науки», «Конкретно-социологические методы в истории», «Современные технологии информационного поиска в исторической науке».
Особое значение придается курсу «Методика и организация исторического исследования». В нем раскрывается лаборатория ученого, формируется научный почерк будущих магистров. Предусматривается знакомство с организацией научной работы, начиная от выбора темы и постановки исследовательских задач, до синтеза исторических фактов и оформления магистерского сочинения. В СГУ магистратура имеет две специализации: «Отечественная история», «Новая и новейшая история » с общим объемом трудозатрат 4568 часов, который делится примерно пополам на образовательную программу и научно-исследовательскую работу. Набор в магистратуру составляет 20-22 человека, т.е. одна треть от общего выпуска бакалавриата. Слушателям магистратуры учебный план позволяет сознательно выбирать базовые и элективные курсы, ориентироваться в логике изучения учебного материала, производить выбор нужных дисциплин, самостоятельно определять траектории своего обучения.
Национально-региональный компонент включает дисциплины:
* Социально-политические проблемы развития Северного Кавказа, * История культуры народов Северного Кавказа и др. Второй особенностью учебного процесса магистратуры является ее индивидуальный характер, так называемая \»поштучная подготовка\». За каждым из студентов приказом при зачислении закрепляется научный руководитель из числа опытных доцентов и профессоров, который во время еженедельных встреч не только дает консультации по теме исследования, но и в целом формирует облик специалиста. Наконец, третьей чертой магистерской подготовки можно назвать повышение состоятельности обучаемых в добывании знаний. Получить солидную научную базу можно только в сочетании прослушивания фундаментальных и интегративных курсов и самостоятельной работы студента. Нужно научиться ставить и решать теоретические и методические вопросы. А этого нельзя достичь, обучаясь только по учебникам. Учебник, как известно, — это пособие для ленивых. Поэтому важно перейти от учебников на монографическое изучение, систематически работать в архивах, библиотеках, проводить конкретно-социологические исследования и полевые исследования. Основу профессиональной подготовки историков составляет формирование навыков работы с источниками. Поэтому при организации самостоятельной работы студентов рекомендуется особое внимание уделять анализу документов. Добиваться, чтобы студент мог понять и объяснить содержание документов, уметь их классифицировать по типам и видам, мог оценить материал критически с точки зрения его надежности и убедительности, сравнивать, противопоставлять и комментировать доказателъства, почерпнутые в разных источниках, выходить за рамки предмета, непосредственно обсуждавшегося в документе, рассматривая изучаемый материал в более широком контексте, и с этих позиций либо использовать его, либо давать ему позитивную или негативную оценку; использовать полученную информацию для устного выступления, написания реферата, курсовой работы или магистратурного сочинения. Только такая кропотливая работа с источником позволяет вооружать будущего магистра навыками творческого труда, умениями самостоятельно ставить и решать научные проблемы. В учебном плане предусмотрена подготовка письменных работ по истории и философии истории, истории и методологии исторической науки, технологиям преподавания истории, по педагогике, психологии и методике преподавания истории в высшей школе. В соответствии с «Положением о магистратуре» изучение философии, иностранного языка дается в объеме кандидатского минимума. Слушателям дано право в процессе обучения сдавать кандидатские экзамены по этим дисциплинам. Данное решение не противоречит сложившейся практике сдавать экзамены кандидатского минимума в аспирантуре, а лишь облегчит участь аспирантов, которые из-за занятости подготовкой этих экзаменов в большинстве своем не укладываются в сроки, отведенные для написания и защиты диссертации. Время обучения в аспирантуре можно использовать для сдачи кандидатского экзамена по специальности, для подготовки к преподавательской работе в вузе и более качественной подготовки кандидатской (докторской) диссертации. С 1997 г. в магистратуре исторического факультета СГУ введена дополнительная квалификация «Преподаватель высшей школы». Она включает психолого-педагогические дисциплины, организационные основы исторического образования, тренинг профессионально-ориентированной риторики, дискуссии и общения и др. Дополнительная квалификация способствует развитию педагогических умений у будущих выпускников магистратуры, их творческой индивидуальности и готовности к работе в высшей и средней профильной школе. Один из принципов организации учебного процесса в магистратуре СГУ является рейтинговая система учета знаний студентов. Данная система позволяет вести контроль в течение всего периода обучения, постоянно стимулируя интеллектуальные усилия обучаемых. Учебным планом предусмотрена магистерская практика на втором году обучения, составная из научно-педагогической (8недель), научно-исследовательской (4 недели) и дипломной практики (6 недель). За 12 лет на историческом факультете СГУ подготовлено 164 магистра, 60 из которых защитили кандидатские диссертации, 3 человека (Крючков И.В., Иванова С.Ю., Косов Г.В.) – докторские диссертации, 5 человек завершают написание докторских работ, 25 выпускников преподают историю в школах и колледжах, некоторые возглавляют средние школы и работают в Министерстве образования края. Магистратура позволила не только укомплектовать преподавателями с учеными степенями кафедры исторического факультета, где этот показатель составляет 100%, но и многие другие гуманитарные кафедры университета. Показателем научной зрелости выпускников магистратуры является их участие в конференциях различного уровня, в том числе во Всероссийских, также в Интернет — конференциях. Статьи магистров опубликованы в сборниках «Северный Кавказ: геополитика, история, культура» (2000), «Проблемы повседневности истории: образ жизни, сознание и методология изучения» (2001), «Западноевропейская цивилизация и Россия: общее и особенное » (2003). Авторефераты лучших магистерских работ опубликованы в сборнике «Magister historia». В целом за последние 5 лет опубликовано более 300 статей магистров. Они принимали активное участие также в подготовке таких крупных изданий, как: «История городов и сел Ставрополья» (2002), «Битва за Кавказ в документах и материалах» (2003), «Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях» (2005) и др. Существенное значение придается подготовке выпускниками магистерских диссертаций. Научно-методический совет магистратуры определил критерии оценки магистерских работ. Среди них актуальность темы и ясность в постановке цели работы, критическое и глубокое изучение различных видов источников, самостоятельность исследования, аргументированность основных выводов и положений. К сожалению, не все проблемы магистратуры решены на Федеральном, краевом и университетском уровне. До сих пор не определено место магистров в Единой тарифной сетке. Министерство образования края не решило вопрос о разряде и надбавках магистрам, работающих в средних образовательных учреждениях, включая профильные школы. Это, бесспорно, сдерживает развитие магистратуры, хотя известно, что Россия подписала Болонское соглашение, и все вузы должны будут перейти на многоуровневую систему подготовки кадров. Трудно понять также попытки руководителей некоторых университетов (включая московских) объявить магистратуру курсами повышения квалификации или стажировками для выпускников провинциальных вузов, которым, якобы недостает теоретической подготовки. По направлению «История» УМО предпринимало попытки исключить из Федерального компонента изучение философии и иностранных языков. Хотя без изучения этих дисциплин, о каком углублении подготовки и повышения качества можно вести речь? В 2002 году Министерство образования РФ выступило с инициативой – усилить дифференциацию в подготовке магистров, и вместо прежних пяти образовательных программ, теперь предлагается 17. Учитывая, что современная наука и образование не только дифференцируется, но и интегрируется, новые открытия и специальности возникают, прежде всего, на стыке наук, то эта инициатива представляется ошибочной. У нас кандидаты и доктора наук обучаются и защищают диссертации по 7 специальностям, а магистров предлагают готовить по 17. Столь дробная и ранняя специализация магистров навряд ли оправдана, тем более, что главным методологическим подходом в отечественной историографии ныне провозглашен междисциплинарный подход. Есть у нас и внутриуниверситетские проблемы, в частности, резкое сокращение нормативов учебной работы на выпускных курсах, включая магистратуру за руководство выпускными квалификационными работами: с 80час. до 30 час. на весь период обучения. Индивидуальная работа со студентами, собственно, и позволяет формировать профессиональные качества выпускника, добиваться 100 % подготовки магистрами диссертаций. В настоящее время требуется решить также следующие вопросы: во-первых, разработать Госстандарт, рассчитанный на подготовку магистров для профильных школ в течение одного года без защиты магистерской диссертации, как это делается в США. Во-вторых, ввести, наконец, магистров в Единую тарифную сетку на 10-11 разряд, как специалистов, имеющих академическую степень и научные публикации. В–третьих, организовать подготовку магистров истории во всех классических университетах.
В заключение следует подчеркнуть, что магистратура — это \»не архитектурное излишество\» в отечественной системе образования. В ближайшие годы, после введения в России эквивалентных зарубежным ученых степеней и званий, она превратится в основное звено подготовки научных и научно-педагогических кадров.
Источник: stavsu.ru/
Другие статьи : 18:04 Знание иностранного языка — значение при трудойстройстве Ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом.
14:11 Какие языки изучать наиболее перспективно
По прогнозам специалистов, через 50 лет китайский язык, несмотря на свою сложность, может стать международным.
06:25 Образовательные технологии будущего
Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса.
06:25 Не поступившие в вуз начнут карьеру..
Состояние рынка труда как никогда этому благоприятствует. Чтобы увеличить свои шансы, стоит пройти краткосрочные курсы повышения квалификации.
07:39 MBA: востребованность бизнес-образования работодателями
В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\». |