25 декабря 12:26
размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]
Все американские школы-пансионы чем-то схожи между собой. Кроме сильных академических программ все они славятся серьезным отношением к спортивным успехам студентов и развитию их творческих способностей. При этом каждая стремится предложить что-то свое, особенное, что выделяло бы школу из сотни других. О школах Pennington и Glenholme мы рассказали нашим читателям в прошлом номере журнала. На этот раз материал мы расскажем, чем пытаются заинтересовать своих студентов школы Wilbraham&Monson и Putney
Учебно-мыслительный процесс
Престиж школ-пансионов часто определяется списком университетов и колледжей, в которые поступают их выпускники. Ведь обучение в любой школе можно рассматривать как подготовительный этап к поступлению в вуз. Впрочем, было бы большой ошибкой полагать, что самый интенсивный период подготовки приходится на последний 12 класс, вовсе нет! От того, насколько хорошо усваивается студентами учебный материал на протяжении всего периода обучения и зависит конечный результат. У сильного студента всегда есть выбор, и чем большее число выпускников школы получает \»путевку\» в известнейшие и престижные университеты, тем лучше школе, и самому ученику, разумеется. Вот, к примеру, статистика поступлений с 2001 по 2006 год, которую нам любезно предоставили в Wilbraham&Monson Academy (штат Массачусетс): в эти годы студенты преимущественно поступали в такие университеты, как Boston, California State University, Berkeley, Carnegie Mellon University, Dartmouth College, Duke University, Georgetown. В общем, список достойный. В школе, а точнее академии Wilbraham&Monson учиться непросто, и принимают сюда не всех. Как рассказал директор интернациональных программ Уолтер Свенсон, в школе делают ставку на лидерство, поэтому при рассмотрении анкет поступающих в школу ребят крайне приветствуется наличие интересов вне школьных занятий, допустим спортивные достижения или увлечение каким-либо видом искусства. Сами понимаете, настоящий лидер должен быть цельной личностью, при этом он должен еще отлично учиться. И уж будьте уверены, школа предоставляет таким студентам все условия для развития и самосовершенствования. Достигается это не только стараниями самих учеников, сильными образовательными программами, но и строгой дисциплиной. Стоимость обучения в Wilbraham&Monson составляет $38-40 тыс. в год. Саймон, самый активный студент последнего года обучения, сопровождает нас на территории кампуса и заодно рассказывает о школе и принятых здесь правилах: \»У нас строгий дресс-код: у мальчиков светлые брюки и светлая рубашка с галстуком. На девочек, по-моему, кураторы внимания обращают меньше\». Куратор – один из преподавателей школы (всего в школе 60 преподавателей на 325 учеников), который курирует группу, состоящую из нескольких учеников разных возрастов и классов. Куратор будет готов выслушать все просьбы и пожелания студентов, как связанные, так и не связанные с учебой. Но в целом, студенты даже средней школы – народ очень самостоятельный. Саймон предлагает нам пройти в здание библиотеки, где с минуты на минуту начнет общешкольный сбор. Это еженедельное собрание всей школы длится не более 45 минут: объявления о готовящихся культурно-развлекательных поездках студентов перемежаются с выступлениями, которые сами студенты готовят по тому или иному поводу. Вот один из преподавателей выходит на сцену и сообщает, что запланированные соревнования по беговым лыжам отменяются ввиду отсутствия снега, затем слово берет ученица выпускного класса, которая просит послушать выступление целой группы студентов в синих футболках с надписью Ask me about и плакатом, с приколотыми к нему зелеными веточками. Вообще-то сегодня вся школа ходит с такими же веточками, приколотыми к одежде. Выступление несколько проясняет ситуацию. Оказывается, студенты выступают в защиту конституционных свобод, для этого предлагают собравшимся небольшой экскурс в историю Америки, сама суть акции сформулирована на плакате: \»То, что несправедливо – то незаконно, а что незаконно, тому не следует подчиняться\». Имеет ли эта акция лишь историческую подоплеку, или старания студентов призваны донести до общественности какие-то внутришкольные события, мне так и не удалось выяснить. В конце концов, может быть, американские школьники действительно растут этакими активистами и с удовольствием, а не по принуждению и не за дополнительный кредит (в нашей системе образования кредит соответствует зачету), раскапывают все эти факты и готовятся к выступлению? Вероятно, общая направленность Wilbraham&Monson оказывает сильное влияние на формирование самосознания студентов. Одно из направлений — развитие лидерского потенциала и уверенности в себе. Для этого в школе существуют своего рода соревнования за право считаться лидером (всей школы, класса или общежития), для этого студентов учат готовить презентации и соответствующим образом держаться перед аудиторией. Здесь помимо всего прочего, преподается даже дипломатический этикет, а большое число студентов-иностранцев (около 25% от общего числа учеников) только способствует обмену опытом. Но и это еще не все, руководство школы частенько приглашает сюда известных в прошлом политических лидеров разных стран, а делегация студентов и преподавателей всегда готова отправиться по странам и континентам с ответным визитом. Еще одна отличительная особенность образовательных программ школы состоит в том, что в каждый предмет здесь стараются привнести международный компонент. Кроме того, если в преподаваемых гуманитарных дисциплинах, например, истории и литературе, рассматриваются близкие темы, учителя обращают на это особе внимание студентов, давая им возможность оценить ту или иную ситуацию с разных точек зрения. Насколько эффективна такая методика, мы вскоре должны убедиться сами: после обеда нам предстоит побывать на уроке английской литературы в выпускном классе. Брайан Ислер, заместитель главы школы и преподаватель, обещает, что урок нам понравится. В классе не более 12 человек, столы расставлены полукругом так, чтобы каждый студент мог видеть преподавателя, стоящего у доски. Тема урока: произведение Уильяма Голдинга \»Повелитель мух\», проблема лидерства и характеры героев. Брайан Ислер предлагает студентам выявить основные философские идеи книги в соответствии с уже пройденным материалом по философии. Собственно, урок больше напоминает дискуссию, при этом наиболее активные участники – юноши, девушки рук не тянут, а отвечают только на вопросы преподавателя. Кстати, одна из учениц – наша соотечественница Аня, в Wilbraham&Monson она поступила, закончив 11 класс нашей общеобразовательной школы. И все потому, что родители решили, что Ане лучше будет учиться именно в Америке, так как дисциплина и само преподавание здесь на самом высшем уровне. А поскольку у нее уже был опыт учебы в Великобритании, Аня согласилась с доводами родителей. \»Мне нужен контроль, а в Англии я бы учиться не смогла. Там у студентов гораздо больше свободы и почти никакой дисциплины, \» – поясняет свой выбор Аня. — А здесь плохо учиться невозможно: преподаватели не просто оценивают успеваемость, они отмечают прогресс в обучении. Отстающие обязаны посещать дополнительные часы и прояснять вместе с преподавателем все, что недопоняли на уроке. Если у студента есть задолженности и при этом он не предпринимает попыток исправить ситуацию, он не сможет поехать на выездные общешкольные мероприятия, например, на экскурсию в Бостон, который отсюда в 100 км. За опоздание на урок могут снизить балл, а за списывание исключить\», – рассказывает Аня. А еще она в разговоре упоминает, что с удовольствием теперь играет в волейбол, чего раньше представить себе не могла, так как просто терпеть не могла уроки физкультуры в своей питерской школе. Здесь все студенты имеют возможность заниматься спортом, даже не обладая какими-то задатками и способностями. То же самое относится и к творчеству: занятия музыкой и спортом здесь относятся к обязательным. Научиться можно всему, что только может заинтересовать ребят, и выбор огромен: фотография, керамика, изобразительное искусство, игра на музыкальных инструментах, актерское мастерство и множество других занятий. Для студентов старших классов, чей предпринимательский талант не вызывает сомнений, прежде всего у них самих, в школе работает центр изучения бизнеса и глобальных исследований (CEGS). Центр предлагает специализированную программу по экономике, основам предпринимательства и мировым рынкам. Студенты-старшеклассники оказались очень довольны и даже увлечены новой программой, а когда выяснилось, что ученики средней школы придумали свою развивающую игру, решили ее продавать. По крайней мере, самим ребятам идея представляется весьма перспективной.
Образ жизни Патни
Большинство американских школ-пансионов расположено в небольших, тихих городках. Школа Putney (штат Вермонт) оказалась не только вдалеке от населенных пунктов, но еще и открыта всем ветрам, потому что находится на вершине живописного холма. \»На улице сегодня холодно, поэтому не забывайте надевать головные уборы\», — напоминает всем встречным студентам и преподавателям директор приемной комиссии Рик Коуэн. Он же поясняет нам, наверное, чтобы мы не удивлялись, что к учителям здесь принято обращаться по имени. По мнению Рика, это позволяет поддерживать в школе демократичную атмосферу. Он вызвался проводить нас в соседнее здание, которое вмещает сразу огромный выставочный зал с работами студентов (эскизы, рисунки, графика) и кинозал со сценой, где вскоре состоится школьное собрание. Но собрание не простое. Дело в том, что школа Putney имеет, если можно так выразиться, экологическую направленность. Студенты школы (а принимают сюда исключительно студентов старших классов от 14 до 18 лет) изучают воздействие жизнедеятельности человека на природу и, соответственно, занимаются защитой окружающей среды. Школа даже принимает участие в конкурсе на создание рекламного ролика, своего рода агитационного короткометражного фильма в пользу снижения расхода электроэнергии. Конкурс проводился среди нескольких школ-пансионов, сегодня на собрании будут показаны лучшие ролики, в том числе и созданный студентами Putney. Пересказывать его содержание не имеет смысла, там была обыграна тема необычно теплой зимы, которую наблюдали также и американцы, но без преувеличения можно сказать, что ролик получится отличный. Сочетание юмора и ужасающих подробностей об экологической катастрофе, которая неминуемо придет на нашу землю, если человек не изменит своего обращения с природными ресурсами, было представлено в правильных пропорциях. Впрочем, студенты Putney не только воодушевленно снимают ролики и пропагандируют идею снижения вредного воздействия человека на окружающий мир, но и сами следуют этой идее. Здесь в студентах воспитывают экологическое поведение и искренне считают, что личным примером можно снизить парниковый эффект, а работа электростанций лишь способствует его увеличению. В частности, в школе считается престижным жить не в общем кампусе, где созданы все условия для комфортного проживания, нет проблем с горячей водой, отоплением и электричеством, а в отдельных домиках (их пять на всю школу), рассчитанных не более чем на двух человек, и не имеющих отопительной системы, а вода из-под крана течет всегда холодная. Джинс – студентка последнего класса, одна из счастливых жильцов такого домика — решила проводить нас к себе в гости. — Если воду приходится греть на плите, то как отапливается помещение? — уточняю я. — Есть печка, которую мы топим сами. — А дрова откуда? — Сами заготавливаем, лес рядом. В общем, условия почти спартанские, но студентам нравится. Ведь вместе с идеей минимализма в школе практикуется идея независимости от внешнего мира и благ цивилизации, которые негативно сказываются на экологии и состоянии планеты в целом. А еще в школе Putney есть то, чего нет ни в какой другой школе-пансионе – собственная ферма! И работа на ферме входит в обязательную программу, наряду с учебой. Там студенты учатся не только кормить и доить коров (стадо небольшое, всего-то 37 голов), но и перерабатывать молоко в молочные продукты, которые потребляет затем вся школа. Вместе с коровами на ферме уживаются овцы, свиньи и домашняя птица. Все ученики, а в школе учится 225 человек, разбиваются на группы и дежурят в течение недели. Дежурство начинается в 5 утра. При этом, как пояснила нам Джинс, никаких поблажек и освобождений от занятий никто не делает. — К дежурству нужно быть готовым: заранее сделать уроки и пораньше лечь спать. — Неужели все работают? — Кроме тех, у кого проблемы со здоровьем, но в таком случае родители должны предоставить справку о наличии у ребенка аллергии. Тогда его отправляют на дежурство по кухне, а все остальные работают. Был, правда, один случай, когда мальчик очень не хотел работать, и даже кому-то из своих товарищей хотел заплатить, чтобы тот отработал вместо него, — смеется Джинс и продолжает: — Девчонки – те с удовольствием работают, а ребятам на тракторе больше нравится ездить. Необходимо отметить, что школа была основана в 1935 году и с тех пор сочетание трех направлений — работы, академической программы и искусства – составляет основу обучения в Putney. Так же как и в большинстве школ, студенты могут сами выбирать некоторые предметы, но вот еще один интересный факт: здесь ученикам не выставляют оценок, письма об успеваемости отправляют сразу родителям. Кстати, программы по музыке и изобразительному искусству считаются в школе очень сильными. По крайней мере, работы студентов, которые мы успели рассмотреть в выставочном зале до начала собрания, действительно впечатляют. Даже не имеющего художественного таланта школьника можно научить технике рисунка и, поверьте, если он еще и рисует с удовольствием, то, взглянув на работы, мало кто останется равнодушным. Впрочем, самого главного действа мы так и не застали: по четвергам в том же самом зале вся школа собирается и поет а капелла. Песни могут быть самые разные, их раскладывают на голоса и разучивают, и уже потом поют. На прощание нам выдали диск, на котором был записан видеоролик с таким исполнением. Пение действительно завораживает…
Источник: aboutstudy.ru/
Другие статьи : 18:04 Знание иностранного языка — значение при трудойстройстве Ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом.
14:11 Какие языки изучать наиболее перспективно
По прогнозам специалистов, через 50 лет китайский язык, несмотря на свою сложность, может стать международным.
06:25 Образовательные технологии будущего
Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса.
06:25 Не поступившие в вуз начнут карьеру..
Состояние рынка труда как никогда этому благоприятствует. Чтобы увеличить свои шансы, стоит пройти краткосрочные курсы повышения квалификации.
07:39 MBA: востребованность бизнес-образования работодателями
В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\».
[смотреть все фоторепортажи] |