25 января 20:59
размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]
Мы часто задаемся вопросом, почему многие из тех, кто были отличниками в школе, добиваются по жизни меньших успехов, чем те, кто в ученические годы числились в проблемных или даже безнадежных. \»Я ему курсовые делал, пока он джинсами торговал. А теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Где же справедливость? \» — возмущается обладатель красного диплома. Действительно, почему золотых медалистов, людей, получивших по три высших образования, имеющих МВА, зачастую обходят те, кто плохо учился, прогуливал. В чем причина?
Сегодня никто не будет спорить с утверждением, что успешных людей отличает высокоразвитый эмоциональный интеллект (EQ).
Впервые об этом явлении заговорили на Западе лет 10 назад. А в 1996 г. в США вышла книга Дэниэла Големана \»Эмоциональный интеллект\», которая взбудоражила общество и заставила по-новому оценить роль эмоций в жизни человека, в том числе его способности к достижению успеха.
Эмоциональный интеллект — это очень многозначное и сложное понятие.
Он складывается из разных качеств, часто трудно определяемых и проявляющихся в высоком уровне понимания себя, способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции, умении принимать правильное решение, способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т. д.
Даже из этого неполного перечня видно, что обладатель высокого IQ не всегда отличается таким джентльменским набором.
Но деятельность тех, кто руководит людьми, происходит в системе \»человек — человек\» и на 90% состоит из общения с партнерами, клиентами, сотрудниками. .. Способность убедить клиента зачастую важнее умения производить сложные расчеты в одиночку.
Ученые Гарвардского университета утверждают, что значимость IQ для достижения успеха составляет не более 20%.
Я скептически отношусь к подсчету процентов в таких сложных сферах, как человеческое взаимодействие, но, думаю, место формального интеллекта отражено здесь достаточно точно. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал. 30-летний успешный бизнесмен, руководитель собственной компании, избегал выступлений перед публикой, контакта, общения, особенно с людьми старшего возраста. Он делегировал это подчиненным и, конечно, многое терял. Заместители не могли заменить его в полной мере — многие выгодные проекты срывались. Ведь только первое лицо, человек компетентный и лично заинтересованный, может на равных общаться с партнерами. Осознав свою проблему, наш герой серьезно \»поработал над собой\», его эмоциональный интеллект значительно вырос, и эффективное деловое общение стало стилем жизни, от которого он сейчас получает настоящее удовлетворение и финансовую прибыль.
Одно из проявлений эмоционального интеллекта — умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны.
Пример тому — руководитель со средним IQ, но обладающий очень высоким EQ, который окружил себя сотрудниками-интеллектуалами и вполне успешно работает. Если вы, к примеру, человек в большей степени интуитивный, стоит доверять своей интуиции. Если ваш природный дар — анализ, значит, именно аналитические способности надо использовать \»на все сто\», опираться на факты, оценивать их взаимосвязь и только тогда принимать решения. И хотя IQ с возрастом снижается, эмоциональный интеллект с годами только оттачивается. Руководитель, который работает над развитием своего EQ, добивается высочайших результатов.
Но эмоциональный интеллект невозможно развить на каком-то конкретном семинаре или тренинге по развитию эмоциональной компетентности — это прежде всего вопрос желания, времени и практики.
И в таком тонком вопросе надо очень трезво оценивать зарубежный опыт. Вспоминается один эпизод. В начале 90-х, будучи студентом, мой сын работал два летних месяца в американском лагере для старшеклассников в штате Колорадо. Каждая среда недели там отмечалась как день развития сочувствия голодающим всего мира. Происходило это следующим образом. Когда дети шли в столовую, они тянули жребий. Те, кому выпадала Африка, садились на пол и оставались без еды. Те, кто вытаскивал Азию, также садились на пол, но им уже полагалась мисочка риса. \»Южноамериканцы\» допускались за стол и получали тарелку фасоли, \»европейцам\» предоставляли нормальный обед, а \»североамериканцев\» плюс к этому по полной форме обслуживали официанты. Во время обеда разыгрывали сценки: нищие просили еду у богатеев, а те им, естественно, отказывали. Далее зачитывались сводки о том, где и как в мире люди голодают. После этого большинство подростков начинали плакать — так было положено, дети должны были испытывать \»правильные эмоции\». Потом все братались и делились едой. Так оканчивалось мероприятие по развитию эмпатии.
Очень не хочется, чтобы началась очередная кампания по психологизации всей страны и по развитию эмоционального интеллекта у всех и вся.
Важно оберегать свою эмоциональную сферу от всякого рода интервенций и, соответственно, быть осторожным при выборе обучающих программ и специалистов. Не менее осторожно нужно относиться к измерению такого качественно сложного явления \»градуированной линейкой\», и в этом вопросе лучше положиться на себя. Главным критерием здесь является личная практика.
Для начала стоит посчитать количество удачных и неудачных попыток добиться поставленной цели и проанализировать полученные результаты.
Например, если, принимая людей на работу, мы приписываем им одни качества, а в процессе работы оказывается, что они обладают качествами прямо противоположными; или мы безрезультатно проводим совещание за совещанием, а воз и ныне там; или наши переговоры с партнерами в большинстве случаев заходят в тупик и мы не можем добиться того, что запланировали, т. е. если счет не в нашу пользу — вполне вероятно, у нас проблемы с EQ. Затем можно вспомнить ситуации, связанные с общением, которых мы стараемся избегать, всякий раз находя аргументированное оправдание своему поступку. К примеру, мы не хотим выступать перед коллективом, стараемся не принимать участия в пресс-конференциях, не присутствовать на переговорах, перепоручая это своим замам, убеждая себя, что все подобные мероприятия — пустая трата времени. Но часто это лишь своеобразная защита от возможной неудачи.
Чтобы точнее оценить свой EQ и целенаправленно его развивать, я бы выделила в нем пять составляющих:
понимание себя; эффективное взаимодействие с самим собой; понимание других людей; эффективное взаимодействие с другими;
умение принимать решения.
Источник: eurodiplom.com.ua
Другие статьи : 18:04 Знание иностранного языка — значение при трудойстройстве Ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом.
14:11 Какие языки изучать наиболее перспективно
По прогнозам специалистов, через 50 лет китайский язык, несмотря на свою сложность, может стать международным.
06:25 Образовательные технологии будущего
Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса.
06:25 Не поступившие в вуз начнут карьеру..
Состояние рынка труда как никогда этому благоприятствует. Чтобы увеличить свои шансы, стоит пройти краткосрочные курсы повышения квалификации.
07:39 MBA: востребованность бизнес-образования работодателями
В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\». |