25 декабря 21:21
размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]
|
С 1950-х г. шведская система высшего образования менялась несколько раз. Была введена система общего обязательного среднего образования, сочетающая теоретическое образование с профессиональной подготовкой, расширена система образования для взрослых. В 1977г. практически все учебные заведения высшего образования, включая профессиональные училища, были объединены в одну структуру. В шведской системе образования важен элемент общенационального планирования и управления. Цели, продолжительность обучения, финансирование большинства образовательных программ определяется Парламентом. До 1989г. правительство страны также принимало участие в разработке общеобразовательных программ. В 1991 г. была проведена масштабная реформа образования, нацеленная на то, чтобы придать системе в целом и отдельным учебным заведениям большую самостоятельность, а также расширить возможности студентов. В соответствии с новыми правилами длительность и место обучения различным специальностям будет определяться потребностями студентов и самих вузов. Организация процесса обучения и набор дисциплин определяются теперь на местном уровне.
Управление школьным образованием
Правительство и риксдаг несут главную ответственность за организацию школьного образования в Швеции. Общие цели и направления работы школы определяются на уровне государства, муниципальные власти ответственны за осуществление этой работы на практике. Развитие системы образования Швеции идет в направлении предельно возможной децентрализации и передачи права принятия решений на более низкие уровни. На общенациональном уровне практически вся система образования находится в ведении Министерства образования. Независимо от министерств существуют центральные управления. Они работают в соответствии с инструкциями правительства, определяющими, в частности, вопросы их ведения и задачи. К задачам Государственного управления школ и школьного образования относятся оценка работы школы, осуществление контроля за учебным процессом, а также подготовка предложений по дальнейшему развитию школы и содействие такому развитию. Управление школ организует также подготовку директоров школ, повышение квалификации учителей и школьного персонала и распределяет стипендии, выделяемые учителям для повышения квалификации. Структурно Государственное управление школ и школьного образования состоит из одиннадцати региональных отделений. Ответственность за воплощение на практике и соблюдение закона об обязательном школьном образовании несут муниципальные власти и родители учащихся. В рамках государственного законодательства муниципальные власти пользуются широкой свободой в вопросе административного управления процессом образования. В отношениях с 9-летней обязательной школой муниципальные власти выступают в роли основного заказчика, что подразумевает их ответственность как работодателя за работу школьного персонала и повышение им квалификации. В 1991 году вопросы найма, условий работы и оплаты учителей и администрации школы были переданы с уровня государства на уровень местных властей, с тех пор последние полностью несут ответственность за работу школ. Во всех муниципальных округах (коммунах) имеется принятый муниципальным собранием план работы и развития школ, демонстрирующий, каким образом будет развиваться система школьного образования данного округа. Особое внимание в нем уделяется мерам, планируемым муниципальными властями по достижению целей, поставленных правительством и риксдагом. Организационная структура школ может быть различной и определяется муниципальными властями. Для руководства процессом обучения в школе назначается директор.
Учебный год
Учебный год охватывает 40 недель и делится на два полугодия, которые в Швеции принято называть осенним и весенним. Отклонения от почасового плана занятий допускаются при необходимости подстроить процесс обучения под учащихся, не способных усвоить материал в соответствии с учебным планом. Такой процесс обучения называют адаптированным. Учебный год должен насчитывать по меньшей мере двенадцать каникулярных дней. Учебная неделя охватывает пять дней, с понедельника по пятницу. Решение о продолжительности учебного дня школы принимают самостоятельно.
Финансирование образования
Государственное финансирование коммун производится в форме трансфертов на организацию обязательного минимума общественного сервиса и услуг. Государственные субсидии дополняют доходы муниципальных округов от налоговых сборов и призваны устранить существующие между отдельными муниципальными округами различия. Государственное финансирование не зависит непосредственно от конкретной организационной структуры системы школьного образования в округе; муниципалитеты вправе сами распределять государственные средства в рамках предоставляемых ими услуг. Но правительство имеет право вмешаться в случае невыполнения местными органами власти их обязанностей в области образования, закрепленных в Законе о школе и других нормативных документах. Кроме того, государством выделяются целевые субсидии на научные исследования и разработки, на повышение квалификации преподавателей, на организацию специальной помощи учащимся с отклонениями в умственном развитии и для ряда гимназий, не входящих в систему муниципальных. Местные власти обязаны выделять средства на работу школ, не входящих в систему муниципальных (так называемых альтернативных), но имеющих специальное разрешение Государственного управления школ и школьного образования и приравненных к обязательным 9-летним школам. Размеры выделяемых средств поставлены в прямую зависимость от количества учащихся соответствующей школы. То же правило действует в отношении гимназий, не входящих в систему муниципальных, хотя уровень их обеспечения за счет муниципальных средств несколько ниже. Закон запрещает взимать плату за обучение в муниципальных школах. Это касается и школ немуниципальных, с тех пор, как все их расходы покрываются из бюджета коммуны. Учебники и другие школьные принадлежности предоставляются учащимся муниципальных школ бесплатно. Бесплатными в муниципальных школах являются также школьное питание и школьный транспорт. Большинство муниципальных гимназий обеспечивает своих учащихся бесплатными обедами и учебниками. Учащиеся муниципальных школ для взрослых в некоторых случаях оплачивают учебники и другие учебные пособия, остающиеся в их пользовании по окончании срока обучения.
Финансовая помощь учащимся
Всем учащимся в возрасте от 16 до 20 лет, завершающим среднее образование в одной из муниципальных гимназий или так называемой высшей народной школе предоставляется финансовая помощь. Такая же помощь предоставляется учащимся немуниципальных, альтернативных, гимназий, если эти гимназии курируются центральными органами образования. Финансовая помощь предоставляется в форме основной суммы, являющейся продолжением детского пособия и выплачиваемой всем учащимся по достижении ими 16-летнего возраста, и дополнительной суммы, выплачиваемой нуждающимся в размере предполагаемых затрат в период обучения и ежедневных поездок. Взрослые, вернувшиеся на школьную скамью для продолжения или завершения среднего образования, имеют также возможность получить необходимую финансовую поддержку на периоды обучения разной продолжительности.
Высшее образование
В Швеции насчитывается около 55 высших учебных заведений, из них 11 университетов. Большинство из них принадлежат государству или региональным муниципалитетам, и только некоторые являются частными. В университетах обучается около 300 тыс. студентов. Высшее образование является самым быстро развивающимся сектором образовательной сферы Швеции. 6 государственных университетов предлагают широкий выбор курсов и академических программ по самым разным дисциплинам. Первый университет Швеции был основан в 1477 году в городе Упсала. А самые молодые вузы на сегодняшний день — университеты в Карлстаде, Векше и Эребру, открывшиеся в 1999 году. Методы преподавания обычно определяются каждым учебным заведением самостоятельно, однако обычно используются лекционные формы для больших групп (до 300 студентов) и семинары в небольших классах (до 30 человек). Преподавание обычно ведётся на шведском языке. Однако часто большая часть изучаемой литературы написана по-английски. Также большинство учебных заведений предлагает некоторые программы и курсы на английском языке.
Университетские колледжи
Университетские колледжи различаются по размеру и предлагаемым образовательным программам. Некоторые предлагают только программы обучения до уровня \»advanced\», другие также предоставляют возможность проведения научных исследований. Как правило, специализация университетских колледжей и профиль образования зависят от того, с какими местными предприятиями они сотрудничают и поддерживают деловые контакты. Некоторые колледжи ограничены в выборе предлагаемых программ: это может быть только педагогика, инженерное дело или бизнес-управление.
Преддипломное образование
С 1993 г. всё преддипломное обучение ведётся в форме курсов. Для программ, ведущих к получению диплома, студенты могут совмещать несколько курсов для выработки собственной учебной программы. Все курсы и академические программы должны соответствовать учебному плану, вырабатываемому каждым университетом или университетским колледжем индивидуально. Существует два типа дипломов первой степени: общий диплом и профессиональный диплом. Общие дипломы бывают трёх видов: * Диплом или сертификат (hogskoleexamen) выдаётся с числом баллов не менее 80, после 2-х лет непрерывного обучения; * Диплом бакалавра (kandidatexamen) выдаётся по окончании обучения, по крайней мере, с числом баллов 120 (минимум 3 года непрерывного обучения), из которых не менее 60 баллов по специальности, 10 из них — дипломная работа * Диплом магистра (magisterexamen) выдаётся по окончании обучения с минимум 160 баллами 4-х лет непрерывного обучения, из которых по крайней мере 80 баллов — по специальности, 20 из них — одна дипломная работа или две дипломных работы по 10 баллов каждая.
Баллы и оценки
Охват академической программы измеряется баллами: 1 балл равен 1 неделе непрерывного обучения. Таким образом, 1 академический год обычно составляет 40 баллов и делится на 2 семестра. Процесс экзаменов и отчётности в целом также определяется самостоятельно учебными заведениями. Обычно используется шкала \»не сдано\» — \»сдано\» — \»сдано с отличием\». Однако в зависимости от университета может быть использована другая шкала оценок. По окончании обучения студент получает диплом. В дипломе указывается полученная степень и специфика изученных курсов и программ. Расходы на учебный год Университетское образование бесплатное, но существуют обязательные взносы в Студенческий Союз в размере 1500 крон в семестр. Все университеты имеют общежития для студентов. Принадлежат они студенческим союзам. Большинство из них расположены рядом с университетом или в ближнем пригороде. Плата за проживание составляет приблизительно 2.000 шведских крон в месяц и зависит от места учебы. Чтобы снять комнату или квартиру, вы должны подтвердить, что уже учитесь или приняты в университет. Тогда можно рассчитывать на дешевое жилье.
Финансовая помощь
Основной принцип шведской системы образования заключается в том, что любой студент, нуждающийся в финансовой помощи для получения образования, должен получать её от центрального правительства. Финансовая помощь студентам существует в форме грантов и кредитов. Чтобы получить такую помощь, студент должен отвечать определённым требованиям. Например, если постоянный доход студента является уже довольно значительным, объём финансовой помощи может быть уменьшен. При определении размера финансовой помощи не принимается в расчёт финансовое положение родителей или супруга студента. Студент в возрасте после 45 лет не может получать такого рода помощь. Обычно студент имеет возможность получать финансовую помощь на образование в течение 12 семестров (6 лет), однако могут быть сделаны исключения. Чтобы продолжать получать финансовую помощь, студент должен показывать хорошую успеваемость в процессе обучения. Пост-дипломное образование финансируется в соответствии с решением каждого учебного заведения.
Последипломное образование
Последипломное образование можно получить, но не во всех шведских вузах (их список см. на сайте Шведского Института www.si.se) Чтобы быть допущенным к последипломному образованию необходимо иметь диплом об окончании обучения, по крайней мере, по трёхгодичной программе. Существуют некоторые дополнительные требования: по специальности необходимо иметь минимум 60 баллов. Кроме этого, соответствующие факультеты должны предоставить оценку способностей студента к исследованиям. Писать диссертации при университетах и колледжах Швеции считается весьма престижным. Выпускник должен пройти определённое количество академических курсов и написать докторскую диссертацию.
Обычно последипломное образование при непрерывном обучении занимает 4 года. Каждому студенту назначается индивидуальный научный руководитель. Диссертация является важнейшей частью программы. Она защищается открыто перед аудиторией и оценивается по принципу \»сдано\» — \»не сдано\». Диссертация может быть опубликована в виде монографии или в составе так называемого диссертационного сборника (в него включаются несколько статей на определённую тему, обзоры, исследования и краткое содержание). Если студент успешно оканчивает все требуемые курсы и защищает диссертацию, он получает диплом Доктора. Многие университеты ввели степень Обладатель диплома, которая присуждается по окончании более короткого курса последипломного образования (2-2,5 года). В дальнейшем можно возобновить обучение для получения степени Доктора. Диссертация Обладателя диплома защищается на семинаре.
Источник: aboutstudy.ru/
Другие статьи : 18:04 Знание иностранного языка — значение при трудойстройстве Ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом.
14:11 Какие языки изучать наиболее перспективно
По прогнозам специалистов, через 50 лет китайский язык, несмотря на свою сложность, может стать международным.
06:25 Образовательные технологии будущего
Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса.
06:25 Не поступившие в вуз начнут карьеру..
Состояние рынка труда как никогда этому благоприятствует. Чтобы увеличить свои шансы, стоит пройти краткосрочные курсы повышения квалификации.
07:39 MBA: востребованность бизнес-образования работодателями
В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\». |