17 сентября 07:39 В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\». Многие работодатели, имеющие офисы в России, и даже сами российские компании приезжают на ярмарки вакансий в ведущие зарубежные бизнес-школы, чтобы пригласить выпускников для работы. Например, в Оксфорд недавно приезжали набирать сотрудников в московский офис представители компаний \»Тройка Диалог\» и Johnson&Johnson, специально для России искали сотрудников на ярмарке вакансий в Лондоне представители компаний \»Мегафон\», Colgate и Philip Morris. И этот список далеко не полный. Так почему же работодатели хотят видеть в резюме менеджеров строчку \»степень МВА\»? Если говорить в общем, то отношение работодателей к степени МВА зависит, во-первых, от должностных обязанностей конкретной позиции (как правило на позиции, где требуется принятие решений на основе анализа большого количества неполной и неоднородной информации, требуются люди как с опытом в данной сфере, так и со степенью МВА), во-вторых, от уровня позиции в иерархии компании и, в-третьих, от отрасли, к которой относится данная конкретная компания. Можно выделить три сектора, где работают выпускники МВА. 1. Финансовый (банки, инвестиционные фонды и т.п., например Raiffeisen Bank Austria и \»Тройка Диалог\»). 2. Консалтинг (например, McKinsey и Bain). 3. Производители (например, Siemens и Microsoft). В каждом из секторов есть вакансии для выпускников МВА, причем, как правило, \»просто МВА\» достаточен на менее сложных в плане требований (а также компенсаций и перспектив) позициях, в отличие от позиций, где требуется степень школы с громким международным именем. Как правило, это связано с тем, что \»имя\» вуза соответствует его рейтингу, и чем более известно имя вуза, тем более качественное образование получают его выпускники и, как следствие, приобретают соответствующий этому имени кругозор, способ мышления и подход к решению проблем. Мой личный опыт показывает, что если компании первых двух секторов (финансы и консалтинг) в плане \»имени\», или, другими словами, бренда программы МВА уделяют большое внимание специализированным рейтингам, например Financial Times, то компании третьей категории, где я работаю (как до обучения так и после), делают существенно более сильный акцент на том, при каком вузе находится бизнес-школа. Есть один весьма неожиданный момент, свойственный моей отрасли. Я довольно часто сталкивался с ситуацией, когда, с одной стороны, названия лучших бизнес-школ мира (например, London Business School или INSEAD) не вызывают никакой реакции у руководителей российских подразделений международных компаний, принимающих решение о приглашении на работу, и с другой – когда имена лучших вузов безотносительно к их бизнес-школам (Оксфорд, Кембридж, Гарвард) сразу находят \»одобрение и понимание\» у потенциальных работодателей. Безусловно, степень МВА не является единственным критерием, по которому оцениваются кандидаты. Как правило, работодателями приветствуется, чтобы первое образование кандидата относилось к отрасли компании (например, инженерное образование для производителя компьютеров или медицинское – для производителя лекарств), а уже следующим уровнем при наличии опыта работы после первого образования (минимум 4-6 лет) была учеба на программе МВА. Важным моментом является и тот, что одним из критериев отбора ведущих бизнес-школ наряду с выдающимися результатами GMAT и вступительных эссе является оценка позиции, на которую сможет претендовать абитуриент после того, как он окончит данную школу. Иными словами, бизнес-школы обычно принимают кандидатов, которые и до получения МВА показали востребованность и успешность на рынке труда. Это означает, что МВА в большинстве случаев является квалификацией, существенно повышающей востребованность сотрудника, но все же не создающей ее \»с нуля\». Схема трудоустройства на позиции уровня МВА, как правило, подразумевает цепочку испытаний от тестирования до различных телефонных и личных встреч с сотрудниками и руководителями компании. К заключительному раунду обычно остается несколько кандидатов, которые рассматриваются работодателями с точки зрения а) максимального соответствия испытаниям, с которыми придется столкнуться сотруднику в процессе работы, и б) соответствия личных качеств кандидата желаемому компанией профилю на данную позицию. Выбор делается чаще всего в пользу кандидата, уже имеющего успешный опыт (в том числе с точки зрения отрасли и типа компании, где работал человек) по всем пунктам будущей работы. И при прочих равных сильной стороной кандидата является наличие степени МВА. И чем более известный вуз присудил эту степень, тем более весомым преимуществом будет степень МВА при трудоустройстве. Мой опыт показывает, что большинство выпускников МВА, приехавшие из развивающихся стран в известные бизнес-школы, остаются в стране обучения. Это говорит, с одной стороны, о большой конкуренции среди выпускников МВА, например, в Лондоне и, с другой стороны, о недостатке квалифицированных кадров, например, в Москве. Этим и объясняется рекрутинг в Лондоне для московских офисов, о котором я писал выше. Многие компании решают вопрос квалификации сотрудников своими силами – проводят тренинги по отдельным курсам из программ МВА (например, годичное повышение квалификации в области маркетинга) или же заключают договора с известными местными вузами на обучение сотрудников на вечерних или краткосрочных программах MBA. Это, безусловно, положительно сказывается как на общей востребованности специалистов с данным образованием, так и на имидже такого образования.
Мое резюме по поводу необходимости бизнес-образования для успешного трудоустройства таково: несмотря на то что МВА не является в большинстве случаев обязательным критерием для приема на работу, сегодня работодатели все чаще отдают предпочтение кандидатам с бизнес-образованием. Степень МВА хорошей школы в сочетании с соответствующим опытом может существенно увеличить востребованность кандидата на рынке труда.
|