16 сентября 12:15 Горячие сторонники раздельного обучения обычно мотивируют свою позицию тем, что в подобных школах существует строгая дисциплина и порядок, дети меньше конфликтуют и более серьезно относятся к учебе. Хотя бы потому, что нет отвлекающего фактора в виде общения с противоположным полом, а раз так – вроде бы, нет и сопутствующих проблем в период взросления. Еще один аргумент в пользу раздельного обучения – возможность профильного обучения, которое больше отвечает врожденным возможностям и склонностям мальчиков и девочек. Например, в мужской школе обычно вводятся предметы, связанные с подготовкой к воинской или государственной службе – военное дело, верховая езда, стрельба, фехтование, а также занятия по экономике, общественным наукам, политике. «Благородных девиц» помимо общеобразовательных дисциплин обучают шитью, рукоделию, кулинарии, хорошим манерам и танцам. Более прогрессивный подход к раздельному обучению делает упор не столько на гендерных различиях, сколько на воспитательном аспекте. Не секрет, что девочки до определенного момента обгоняют мальчиков в развитии. Они любят получать хорошие оценки и одобрение педагогов, стремятся завоевать уважение и авторитет у одноклассниц. Исследования, проводимые в школах с раздельным обучением, подтверждают, что учебные успехи девочек в однополом коллективе выше, чем в смешанном. А мальчики начинают состязаться друг с другом не за внимание сверстниц, а за учебные и спортивные достижения. Они лучше усваивают мужскую социальную роль, чаще проявляют лидерские качества или какие-то необычные способности и таланты (например, музыкальные, хореографические или кулинарные). На Западе раздельное обучение имеет прочную педагогическую традицию. Например, одни из самых престижных частных школ Австралии: Kambala School – школа для девочек (основанная в 1887 г.) и Scott College для мальчиков (1893 г.). В Канаде популярностью пользуется St-George School – школа-пансион для мальчиков, в США – знаменитая женская Greenwich Academy. В лучших частных школах Великобритании также преобладает раздельное обучение.
Счастливы вместе
Согласно опросам ВЦИОМ 2007 – 2008 гг., идея раздельного обучения мальчиков и девочек большинству россиян не близка. Три четверти опрошенных (76%) убеждены, что школы должны быть смешанными, и только 9% с этим не согласны.
Обратная сторона медали
Школьные годы – важный этап в социализации ребенка. Смешанный класс представляет собой модель общества, где мальчикам и девочкам приходится общаться, договариваться, совместно принимать решения. А раздельное обучение создает искусственную среду, где не всегда возможно гармоничное развитие и приобретение нужных навыков коммуникации. Если же у ребенка и так есть проблемы в общении со сверстниками, дополнительная изоляция только ухудшит ситуацию. Представители противоположного пола начинают восприниматься как инопланетяне. Именно поэтому строгое воспитание по старинным традициям далеко не всегда дает на выходе именно тот результат, на который рассчитывают родители. Когда ребенок едет учиться за границу, ему и так непросто адаптироваться в иноязычной среде. Пребывание в классе с раздельным обучением может усилить стресс, так как ситуация становится еще более непривычной. Конечно, многое зависит от возраста. Для подростков 11 – 14 лет раздельное обучение может стать благом: ребенок, занятый интересной учебой, спортом, общением с близкими ему по духу сверстниками, легче преодолевает возрастной кризис. А вот малышам и старшим школьникам все-таки лучше учиться вместе. Не стоит преувеличивать и негативное влияние искусственной изоляции. Даже при условии раздельного обучения мальчики и девочки могут общаться за пределами класса: в кружках по интересам, на теннисном корте, в бассейне или на танцах. Это помогает разделить учебу и общение.
В Великобритании раздельное обучение принято в самых известных частных школах. По мнению англичан, именно частные школы годами выковывают знаменитый британский характер. Так, из стен знаменитого Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви. Школы для девочек окончили: бывший премьер-министр Великобритании, «железная леди» Маргарет Тэтчер, госсекретари США – Мадлен Олбрайт и Кондолиза Райс, а также Голда Мейер, бывший премьер-министр Израиля.
|