25 декабря 13:48 Поступить в университеты в Японии могут лица, имеющие документ об окончании средней школы. Система высшего образования подразделяется на четыре основные вида образовательных учреждений:
Университеты полного цикла
В университетах полного цикла обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах — 6 лет. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах — 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт \»студента-исследователя\» — кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года.
Существуют 3 основные вида студентов-исследователей:
# студент, который намерен добиться конкретного научного результата в процессе пребывания в стенах университета в дополнение к основному 4-летнему образованию; # студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс; # студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии. В этом случае студент может через некоторое время вновь получить въездную визу для поступления в университет.
Университеты ускоренного цикла
В университетах ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита.
Профессиональные колледжи
Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет.
Технические институты
Срок обучения в таких институтах составляет 5 лет, и они дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу в фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота.
Магистратура и аспирантура в вузах
Для получения звания магистра студент должен закончить 2-летнее образование, представить магистерскую диссертацию и получить за нее положительную оценку, а также сдать экзамен по специальности. Срок пребывания в аспирантуре составляет 3 года, но после 2-летнего обучения в магистратуре. Аспирант считается окончившим аспирантуру, если он представит докторскую диссертацию с положительной оценкой и сдаст экзамен по специальности.
Обучение для иностранцев
В последние годы Министерство высшего образования Японии \»Момбусё\» стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20 частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности для получения такого образования. Количество их быстро растет, в том числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения. Краткосрочные варианты получения образования в Японии ориентированы на такие области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке в целях получения максимума знаний за минимальное время. В случае хорошего знания японского языка студенты могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза. Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий соглашение по приему студентов-иностранцев. В ряде случаев гарантом могут выступать и преподаватели вуза как частные лица.
Стоимость обучения
Расходы на обучение предусматривают траты на оплату вступительных экзаменов, самого обучения, приобретение учебных материалов и оборудования. Первый год обучения в Японии обходится студенту-иностранцу примерно в 7–8 тыс. долларов (в зависимости от вуза эта сумма может колебаться в сторону уменьшения или увеличения в пределах 2–3 тыс. долл.). Расходы на второй и последующие годы обучения составляют 60–70% от суммы первого года обучения за счет экономии расходов на вступительный взнос.
Подработка во время учебы
Практически все студенты в Японии подрабатывают. За 1 час подработки они могут получать до 10 долларов. Японское законодательство предусматривает максимум часов работы для студента в сутки — он составляет 4 часа в период учебного года и до 8 часов — в летние каникулы (с 1 июля до 31 августа). Другими словами, в день студент вполне легально имеет право дополнительно зарабатывать от 40 до 80 долларов.
Возможности трудоустройства
Прохождение производственной практики на японских фирмах для студентов-иностранцев вполне привычное дело. Студент, желающий пройти такую практику, извещает руководство вуза заранее о своем желании. При этом студент обязан позаботиться также заблаговременно об изменении своего статуса пребывания в Японии, а именно: поменять в иммиграционной службе свою студенческую визу на визу \»практиканта\». Основанием для подачи заявки о смене визового статуса студента-иностранца являются 3 условия: во-первых, студент должен объяснить в иммиграционном управлении, что его образование требует дополнительной производственной практики после получения определенного теоретического базиса; во-вторых, студент должен объяснить, что по возвращении на родину он будет иметь рабочее место, на котором применит практические знания, полученные в Японии; в-третьих, убедить иммиграционные службы в том, что те практические навыки, которые студент рассчитывает получить в ходе производственной практики в Японии, он не может приобрести у себя на родине. Период производственной практики на фирмах или предприятиях Японии может продолжаться до 2-х лет, однако за это время студент не может рассчитывать на получение заработной платы от предприятия, на котором стажируется. При этом студент, находящийся на производственной практике, не может дополнительно подрабатывать ни в каких других фирмах или заведениях. Кроме того, студент, прошедший производственную практику на японском предприятии, не вправе рассчитывать на последующее трудоустройство на данном предприятии, однако он может подать заявку на рабочее место в другие фирмы или предприятия. Особый интерес для многих студентов-иностранцев в Японии, конечно же, представляет вопрос о поиске работы в японских фирмах, предприятиях или учреждениях. По данным статистики, около 94% из числа студентов-иностранцев, получивших образование в вузах страны и подавших заявки на последующее трудоустройство, получают положительный ответ. Иммиграционные службы, меняя статус пребывания в Японии студента-иностранца на временного резидента, в данном случае учитывают такие факторы, как успехи в учебе, характер будущей работы, уровень заработной платы, на которую претендует выпускник японского вуза, а также финансовое положение фирмы-работодателя.
ИТ-программы в образовании
За последние годы в Японии принято довольно много различных программ и проектов в области ИТ и образования. Надо сказать, что все они успешно выполняются. Реформа образования 1997 года фактически стала правительственным планом к действию и выбранным приоритетом стало интенсивное внедрение ИТ в систему образования страны, что будет являться несомненной характеристикой нации будущего. \»Национальный учебный план до 2003 года\» Министерства Образования сделал акцент прежде всего на интенсивную переподготовку учителей начальной и средней школ и преподавателей вузов в области ИТ. Интернет в системе образования впервые был применён в 1994 году в рамках проекта \»100 школ в сети\»(\»100-school networking project\») на 1994–1998 гг. Интересно отметить, что первый коммерческий интернет-провайдер был зарегистрирован также в 1994 г. После реализации этого проекта, в 1999 г. был запущен новый проект \»и-площадка/квадрат\» (\»E-square\» — е?), который объединил эти 100 в техническом отношении продвинутых школ в интранет по типу WAN. Это дало свой положительный результат: теперь учащиеся легко и быстро стали обмениваться разработками и материалами с учащимися других школ с одной стороны и имеют возможность поиска нужных материалов через всемирную паутину с другой. В рамках проекта проводятся форумы по определённым дисциплинам а также телеконференции для преподаветелей и руководства школ между собой, а также с различными госучреждениями и вузами. В настоящее время лишь школы на отдалённых островах продолжают испытывать определённые трудности из-за большой стоимости связи с сетью и ее поддержки. К концу 2001 года все государственные школы (40.000) были подключены к сети интернет. К 2005 году все школы будут иметь 24-часовой выcокоскоростной доступ (high-speed Internet access — ADSL and optical fiber Internet access). Журнал учителя и дневники для оценок учеников уже существуют в электронном виде. Имея пароль и доступ в интернет на работе или дома, родители имеют возможность контролировать успеваемость своих детей \»online\» и легко связаться с учителями по электронной или голосовой почте. Во многих школах родительские собрания могут проводиться в виде телеконференций.
ИТ-проекты в частных школах
Существуют IT проекты и в частных школах. Так, в проекте \»Кенното План\» (Kennoto Plan) принимают участие 1000 школ, в том числе 20 школ из каждой префектуры. Основная цель — информационный обмен и совместное использование библиотек. \»Медия Кидс\» (The Media Kids) — общеобразовательный интернет проект побуждает учеников делиться приобретёнными знаниями с другими на общем вебсайте. Интересно в этой связи отметить такой предмет в школах, как \»Компьютерная этика\» (IT-related ethics and manners). Правительственная программа \»Компьютеризация образования\» (\»Digitization of education\») предполагает, что к 2005 году во всех школах страны будут созданы условия для использования компьютера или терминала на каждом учебном месте на всех уроках. Также предполагается увеличение как количества, так и качества магистров и докторов наук в области ИТ. В планах японцев привлечь примерно 30 тыс. иностранных ИТ-специалистов и тем самым превысить потенциал экспертов и исследователей в США в области высоких технологий уже в 2003 г. Одна из крупнейших по объёму капиталовложений — программа \»E-Japan\» была принята в январе 2001 г. |