12 января 16:29 Первые университеты в этой стране появились еще в Средневековье. К самым древним университетам в Германии относится Гейдельбергский университет 1386 г. и Кёльнский университет 1388 г. Эти учебные заведения были, прежде всего, известны своими старинными традициями и классическим образованием. В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам. Соответствие образовательному стандарту, зафиксированному дипломом Abitur, обычно позволяет поступить в университет без экзаменов. Однако несколько лет назад некоторые престижные университеты ввели вступительные экзамены при поступлении на ряд факультетов (в особенности на медицинский). В ближайшее время прогнозируется дальнейший рост числа германских вузов, практикующих систему конкурсного отбора среди абитуриентов. Главным принципом высшего образования в Германии является \»академическая свобода\» — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Система высшего образования в Германии также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14-20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой.
Градация высших учебных заведений Германии
Система высшего образования в Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание). Основу системы составляют университеты (Universitaet) и приравненные к ним вузы (общее число — 78). В современной немецкой системе высшего образования представлены университеты трех типов. Первый — классические \»старые\» университеты, история которых уходит корнями в Средневековье. Это Гейдельбергский университет, университеты во Фрейбурге, Тюбингене и ряде других городов. Первоначально в их состав входили лишь философский, медицинский и теологический факультеты. С течением времени добавились и другие направления подготовки, но эти факультеты остались ведущими. Второй тип — это университеты, которые получили свой статус в процессе преобразования технических и других отраслевых вузов. Например, высшая техническая школа в Ганновере в 1968 году получила статус технического университета, а затем, в 1978 году, была преобразована в университет. К этой группе относятся также технические университеты (Technische Universitaeten) и приравненные к ним по статусу высшие технические школы (Technische Hochschulen) в Ахене и Дармштадте. Граница между техническими университетами и просто университетами часто условна: так, университет в Ростоке имеет технический факультет, а, к примеру, в техническом университете Кароло-Вильгельмина в Брауншвайге есть отделения гуманитарных и общественных наук. Третий тип университетов — вузы, возникшие в последние 30-40 лет на пике стремительного развития системы высшего образования в Германии. Это Рурский университет в Бохуме, университеты в Констанце, Регенсбурге, Билефельде, другие новые университеты и частные вузы. Все они (пожалуй, за исключением университета в Бохуме) не могут конкурировать с классическими по разнообразию направлений подготовки. Зато в них ведутся эксперименты по внедрению современных методов обучения, они зачастую имеют кампусы, что в целом не характерно для немецких вузов. Хотя в шести небольших частных вузах обучается лишь 0,1% от общего числа студентов университетов, все они признаны государством и неплохо котируются в своих областях. Стоимость обучения составляет около 6.000 DM в семестр. Объединенные высшие школы есть в Дуйсбурге, Эссене, Вуппертале, Зигене, Падерборне и Касселе. В этих учебных заведениях имеются интегрированные курсы для совместной подготовки специалистов прикладного и научного профилей. Таким образом, объединенные высшие школы предлагают \»в одном флаконе\» программы университетов и специальных вузов. Происходит это следующим образом. Например, в земле Северный Рейн-Вестфалия, где больше всего учебных заведений такого типа, принята так называемая Y-модель: на базовом этапе обучения (2 семестра) студенты занимаются по единой для всего отделения программе, а на этапе специализации они разделяются на два потока, один из которых занимается по сокращенной программе (6 семестров), другой — по полной (8 семестров). Обучение как по краткому, так и по полному циклам завершается сдачей выпускных экзаменов и защитой дипломной работы. Выпускникам краткого цикла присваивается Диплом I, полного цикла — Диплом II, эквивалент университетского диплома. Кстати, к объединенным высшим учебным заведениям относится и заочный университет в Хагене. Этот дистанционный вуз, где обучается почти 44 тысячи студентов, предлагает обучение по специальностям, пользующимся наибольшим спросом: право, экономика, гуманитарные и социальные науки. Он имеет более 60 региональных отделений и три учебных центра — в Австрии, Венгрии и Швейцарии. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (Fachhochschulen). Fachhochschulen возникли на базе инженерных школ, аналогов наших профессиональных училищ. В 1976 году они были включены в систему высшего образования. Постепенно их уровень рос: наряду с подготовкой специалистов они стали заниматься проведением прикладных научных исследований, требования к профессорско-преподавательскому составу повысились. В настоящее время в Fachhochschulen учится около четверти всех студентов. Вузы этого типа готовят специалистов 120 профилей: инженеров, экономистов, дизайнеров и профессионалов в других областях. Некоторые — к примеру, экономический вуз в Ройтлингене — котируются даже выше некоторых университетов. Большинство специальных вузов невелики — от одной до пяти тысяч студентов. Основной акцент делается на практических аспектах. Соответственно подбирается и профессорско-преподавательский состав — это преподаватели, имеющие большой опыт работы по специальности (не менее 5 лет). Прикладной характер подготовки достигается также за счет введения семестров производственной практики (кстати, иностранные студенты могут проходить ее в своей стране). Тематика курсовых и дипломных работ тесно связана с практическими задачами. Многие студенты выполняют свои работы по договору с предприятиями. Каждый семестр завершается экзаменационной сессией, а весь цикл обучения — сдачей дипломных экзаменов. Выпускникам присваивается степень дипломированного специалиста с указанием типа вуза (Diplom FH).
Структура обучения.
Программа обучения по любой специальности делится на два периода: начальный и основной период обучения. Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3-4 семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата (Vordiplom-Преддиплом), и основной (4-6 семестров), который завершается получением диплома, академической степени, бакалавра, магистра или сдачей государственного экзамена. магистра (Magister Artium) (студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом специалиста). Помимо окончания основного курса университета, выпускник должен защитить дипломную работу или диссертацию. В Fachhochschule обязательной частью программы является два семестра практики. Студент сам выбирает с какого семестра ему начать обучение: летнего или зимнего, но чаще всего набор ведется на зимний семестр. Летний семестр в университетах длится с апреля по сентябрь (сроки могут меняться). Зимний семестр — октябрь — март (сроки могут меняться). В большинстве вузов начало лекций зимнего семестра 15 октября, а летнего — 15 апреля.
Продолжительность обучения варьируется в зависимости от типа вуза и академической степени.
Согласно Закону о высшей школе \»стандартный период обучения\» (Regelstudienzeit), т.е. период, в течение которого, как правило, можно пройти полный учебный курс и сдать первый итоговый экзамен на присуждение профессиональной квалификации, рассчитан на четыре с половиной года (девять семестров).
Только в особых случаях может быть установлен другой . Например, для получения академической степени бакалавра (Bachelor или Bakkalaureusgrad) составляет минимум три — максимум четыре года. Затем вы можете сдать второй итоговый экзамен на присуждение степени мастера или магистра (Master или Magistergrad). Для получения этой степени \»стандартный период обучения\» рассчитан минимум на один год — максимум на четыре года. Чтобы подготовить и защитить диссертацию на степень \»доктора\», вам понадобится дополнительно от двух до пяти лет. Из-за того, что учеба в университете связана с исследовательской деятельностью, многие студенты превышают сроки \»стандартного периода обучения\».
Квалификационные свидетельства.
В немецких университетах студент может получить — в зависимости от специальности — диплом (Diplom), академическую степень магистра (Magister), либо сдать государственный экзамен (Staatsexamen) в качестве выпускного (все это — равноценные квалификационные звания). Кроме того, в последнее время вводятся программы обучения с всемирно признанными академическими степенями: бакалавра (Bachelor/ Bakkalaureus, B.A., B.Sc., B.Eng.) и мастера (Master, M.A., M.Sc., M.Eng.). Получит ли студент диплом или степень магистра, зависит, как правило, от выбранной специальности. Учебные программы по естественнонаучным и техническим специальностям и большинство программ по социологии и экономике предполагают получение диплома. Студентам нужно написать дипломную работу, довольно большую по объему, и сдать несколько устных и письменных экзаменов. Диплом является квалификационным свидетельством об образовании, дающим право профессиональной деятельности по многим специальностям в промышленности и экономике. Первым итоговым экзаменом на присвоение профессиональной квалификации по гуманитарным наукам и, частично, социологии является экзамен на присуждение академической степени магистра (Magistergrad). Для этого студенту придется сдать экзамены по двум профилирующим предметам (Hauptfach) или одному профилирующему и двум дополнительным (Nebenfach). Студенты также пишут научную работу. Государственный экзамен сдается по тем специальностям, успешное изучение которых дает право работать в Германии в качестве государственных служащих (учителя, судьи) или по профессиям, которые находятся под контролем государства (врачи, юристы, фармацевты).
Технология зачисления
Чтобы получить место в немецком вузе, претендент должен подать заявление о приеме в Отдел международных связей этого вуза. Сразу оговоримся, что заявление российских претендентов будут рассмотрено только при наличии у них среднего законченного образования и высшего неполного. В своем письме постарайтесь как можно подробнее и точнее опишите свою ситуацию: наличие свидетельства о среднем/высшем образовании, уровне владения языком, перечне пройденных предметов и сведения об успеваемости. Иностранцы при поступлении в университет в Германии должны сдать обязательный экзамен по немецкому языку (DSH-Pruefung). Подавать документы нужно заранее, а их подготовку лучше доверить профессионалам, специализирующимся на зачислении в германские университеты, — ведь от того, насколько полно и грамотно будет составлен пакет документов, зависит ваше будущее..
Какой университет предпочесть?
Наиболее известным и престижным высшим учебным заведением Германии является Гейдельбергский университет (основан в 1386 году по образцу парижской Сорбонны). Он расположен в небольшом городе Гейдельберге в 60 километрах от Франкфурта-на-Майне. С XIX века Гейдельберг пользуется репутацией лучшей в Европе школы юриспруденции. Среди преподавателей этого университета были философы Гегель и Ясперс, химик Геймгольц, восемь лауреатов Нобелевской премии. В рамках Гейдельбергского университета существует 15 факультетов — биологии, химии и биохимии, медицины, права, философии, восточных языков, современных языков, политических наук, спорта и здоровья и др. При университете открыт ряд специализированных исследовательских центров — в частности, Институт Южной Азии и Гейдельбергский институт ядерной физики имени Макса Планка. Иностранные студенты составляют около 12% от общего числа студентов (25тысяч) университета. Второе место в рейтинге германских университетов занимает расположенный в Мюнхене университет Людвига-Максимиллиана (основан в XV веке). Этот вуз известен крупнейшим в Европе медицинским факультетом. Кроме него, университет объединяет 19 факультетов. Общая численность студентов мюнхенского университета — 44 тысячи человек. По данным рейтингов, технические дисциплины предпочтительнее изучать в Ахене, Карлсруэ, Дармштадте и Мюнхене. Экономику лучше преподают в Мангейме, Мюнхене и Кельне. Тем, кто стремится изучать право, есть смысл ехать в Пассау, Фрейбург, Гейдельберг или Мюнстер. Что касается частных вузов, то университет в Виттен-Хердеке специализируется на медицине, экономике и естественных науках. Три других частных вуза — Высшая школа по подготовке руководителей предприятий в Кобленце, Европейская бизнес-школа в Острих-Винкеле и Европейская высшая экономическая школа в Берлине — ориентированы на подготовку специалистов для работы на международных рынках. Выбирая университет, помните, что многие из них переполнены. В среднем на одно учебное место в немецких вузах приходится два студента. Классические университеты перегружены больше, чем \»новые\». Типичной картиной для них являются столь переполненные аудитории, что часть студентов вынуждена наблюдать лекцию с помощи видеотрансляции в соседнем помещении. Разумеется, их студенты не могут рассчитывать на тесные контакты с преподавателями и курирование, здесь меньше возможностей участвовать в студенческой научной работе, длинные очереди в библиотеки. Наибольшие неудобства испытывают студенты, обучающиеся по самым популярным направлениям подготовки с ограниченным приемом и жесткими квотами для иностранцев — архитектуре, медицине, фармацевтике, психологии, биологии, информатике, экономике и праву. На соответствующих факультетах вузов Ахена, Бремена, Бонна, Франкфурта, Фрейбурга, Геттингена, Гамбурга, Гейдельберга, Кельна, Марбурга, Мюнхена, Мюнстера, Тюбингена и Вюрцбурга перегрузки наиболее ощутимы. Условия обучения в Бамберге, Клаустале, Фленсбурге, Дуйсбурге, Грайфсвальде, Ильменау, Кайзерлаутерне, Галле-Виттенберге и Трире несколько лучше. В восточных землях вузы менее переполнены. Условия обучения и учебная атмосфера здесь благоприятнее, студенты находят большую поддержку со стороны преподавателей. Однако проблемой многих вузов являются устаревшее оборудование, не отвечающие мировым стандартам учебные здания и общежития. Иностранные студенты более комфортно чувствуют себя в университетах, где много студентов из-за рубежа. Среди них можно назвать Европейскую высшую экономическую школу в Берлине, международный вуз в Циттау, университет Фиадрина во Франкфурте-на-Одере. Много иностранных студентов обучается в Берлине, Клаустале, Гейдельберге, Франкфурте-на-Майне, Ахене. |