09 октября 09:37 Первый шок от американской средней школы я пережила непосредственно в первый день учебного года. Правда, это не было традиционное Первое сентября, так как в Америке учебный год начинается сразу после Дня труда (Labor Day), то есть седьмого-восьмого сентября. Но ощущение все равно было праздничным. Моя дочь шла в пятый класс, который считается там последним этапом начальной школы (Elementary School). В приподнятом настроении мы с десятилетней дочерью браво приближались к большому красному зданию ее новой alma mater (начальная школа, как и все последующие ступени, занимает отдельное здание). Во дворе собралась толпа народу, состоящего в основном из мамаш итальянского, русского и латиноамериканского происхождения. Все считали себя американцами, хотя многие владели английским весьма относительно. Это был самый обычный район Бруклина, где жили семьи эмигрантов разных поколений и, соответственно, школа была самая обычная, без каких-либо уклонов и специализаций.
В то время как я находилась в состоянии глубокой эйфории, меня скоренько вычислили русские мамаши и направили на меня весь пыл не востребованных ранее ценных советов. Слушая их вполуха, я оглядывала окрестности, и вдруг мне бросились в глаза массивные стальные решетки на окнах. Я остолбенела. Несколько оправившись, я обратилась к всезнающим мамашам за разъяснениями. Перебивая друг друга, мамаши бодро защебетали, что это великое достижение американской цивилизации, так как оно раз и навсегда решило проблему безопасности юных шалунов в школе. Раньше детки, наколовшись и накурившись, по неосторожности вываливались из окон, а теперь такая возможность исключена, поэтому родители могут спать спокойно. Нельзя забывать, что это был 1992 год, и проблема наркотиков в нашей постсоветской начальной школе никак не являлась первоочередной.
Придя домой, я бросилась звонить своим знакомым, давно живущим в Нью-Йорке, дабы получить соответствующие разъяснения. К удивлению, на мой рассказ они отреагировали совершенно спокойно и посоветовали не заниматься пустыми поисками «хорошей школы», так как в дальнейшем эти решетки будут преследовать меня на протяжении всего периода обучения дочери. Кроме того, они не видят в этом проблемы, так как в Америке администрация школы отвечает за своих подопечных и обязана обезопасить их по всем пунктам.
На всякий случай я посвятила полдня прочесыванию близлежащих районов и убедилась, что все государственные школы (Public Schools) похожи друг на друга, как близнецы-братья. Делать было нечего, пришлось закрыть проблему.
Помимо государственных школ, в Америке существует целая сеть частных, многие из последних имеют религиозную направленность (чаще всего это католические и иудейские школы). Частные могут быть как дорогими, так и дешевыми, хотя в большинстве случаев определенный процент за своих воспитанников платит религиозная община. Сама же сеть Public Schools подразделяется на три ступени: начальные классы (Elementary School), средняя школа (Junior High School) и старшие классы (High School). В городе действует строгое районирование, то есть ребенок может посещать школу только в своем микрорайоне. Для подтверждения адреса вы должны принести любое письмо, отправленное на ваше имя по данному адресу. И все. В среде русскоязычных эмигрантов с этим связано много забавных историй.
Как известно, нашему человеку не страшны никакие преграды, и если, например, чем-то понравилась некая школа, не относящаяся к району проживания (а на третьей ступени школы действительно начинают делиться на более и менее престижные), то они пишут сами себе письма. Что это значит? Поясню на примере моих друзей из Баку. Они жили на съемной квартире, которая была оформлена не на их имя, но нужен был именно этот адрес, и Валя написала с работы себе письмо примерно такого содержания: «Здравствуй, дорогая Валя! Пишет вам президент Клинтон. Хочу поздравить тебя и Мишу с приездом в нашу чудесную страну. Клинтон.» Так как школу интересует только конверт с адресом, содержание письма не рассматривается (тем более, если оно написано на русском языке). Интересно, что эта история имела продолжение. В это же время на валиной работе организовывалось письменное обращение к Клинтону по поводу очередной защиты детей или инвалидов. Копия этого письма, естественно, с валиной подписью попалась на глаза супругу Мише. Счастье семьи оказалось под угрозой. «Что ж это получается, — негодовал горячий бакинский муж, — то он тебе пишет, то ты ему. Когда ж это кончится? Еще раз увижу — убью!» Однако вернемся к школе. Та школа, в которую пошла учиться моя дочь, оказалась не плохая и не хорошая. Хорошо было то, что сразу попали в обычный англоязычный класс, где, правда, дочь была единственной новенькой. Это создало определенные проблемы в адаптации, которые мы преодолели к шестому классу.
Большим подспорьем в освоении языка служат группы (а иногда и целые классы) ESL (English as a Second Language), в которых учат язык вновь прибывшие дети. На определенных уроках их забирает преподаватель и они изучают язык по специальной программе. Занятия проходят исключительно на английском языке. Во-первых, этого требует методика, а во-вторых, языковой состав группы абсолютно не однороден. Упор делается на разговорную речь, а не на изучение грамматических правил. Хотя эти правила подспудно фигурируют как средство обрести легкость общения. В конце каждого года в один и тот же день по всей Америке проводится государственный компьютерный тест для иностранцев, то есть для учеников подобного класса. Он проводится в каждой школе. Но материал единый.
Надо сказать, что тест довольно сложный, сдать его нужно на 43 балла из 100 (42 уже не годится), и в первый год сдать его удается немногим. Если недобрал, то переводишься в следующий регулярный класс и продолжаешь учиться в группе ESL. Поначалу нас очень удручал сей формализм. Мы выслушали миллион страшных историй о том, как ребенок недобрал 1 балл, а нехорошие учителя все равно его оставили в группе ESL с этими недоучками, которые двух слов связать не могут. В дальнейшем нам стало понятно, что это единственный критерий справедливого и беспристрастного отношения учителя к ученику. Недавно мне попалось интервью корреспондента какой-то нашей газеты с британским учителем средней школы. Британец из особых гуманистических соображений приехал преподавать в российскую школу в какой-то маленький сибирский городок. Так вот, на вопрос, что его больше всего удивляет в нашей системе преподавания, он назвал необъективность оценки знаний. Учителя рассуждают следующим образом: это хороший мальчик, и поэтому у него не должно быть плохих оценок. Такой подход поразил его даже больше, чем зарплата в восемь долларов в месяц.
Я хорошо понимаю этого учителя, потому что в Америке личное отношение не смешивается с оценкой знаний учащихся.
В первый год моя дочь сдала тест по английскому на 4 балла, чем страшно разочаровала и расстроила меня. Это было тем более странно, что по остальным предметам она успевала хорошо, а все предметы велись, естественно, на английском. Только впоследствии я поняла, что неуспех был связан с тем, что ее знания еще не выстроились в определенную систему, которая позволяет назвать ребенка во всех отношениях англоязычным. А что может проверить это лучше, чем система тестирования! Тест составлен так, что проверяются не только знания, но и реакция, и умение думать, а не переводить на английский. В первый год школьных друзей у дочери практически не было. Дети относились к ней доброжелательно, но языковой барьер затруднял сближение. Выяснилась интересная особенность характера русскоязычных детей, которые уже прекрасно говорили по-английски, но и русский забыть не могли, так как дома разговаривали по-русски, да и приехали они в Америку в достаточно сознательном возрасте. Оказалось, что русскоязычные дети стесняются того, что они из стран бывшего Союза. Итальянцы, китайцы, латины — нет, а наши — да. Они американцы — и точка. На попытки моей дочери обратиться к ним по-русски они отвечали, что не понимают. На вопрос, откуда же они приехали, отвечали уклончиво. Одна девочка (одесситка) сказала, что она вовсе с Черного моря. Надо сказать, что у американских детей этот ответ проходит, так как в массе своей они не очень сильны в географии. Итак, младшая школа была окончена и документы моей дочери были автоматически переданы в среднюю школу. В средней школе уже больше возможностей для роста, однако если у тебя не сдан тест по ESL, ты зачисляешься в самый обычный класс, даже если все остальные оценки у тебя отличные. Обычные классы также подразделяются на уровни, самым высоким из которых является класс для особо одаренных (Honor class). Здесь ученик имеет право брать дополнительные предметы, чего лишены обычные классы. Так как в Америке ничто не делается просто так, то и это подразумевает реальные перспективы. Дело в том, что существует достаточное количество конкурсных High Schools, где предпочтение отдается тем, кто пришел из классов для особо одаренных. Поэтому дети, которым интересна будущая карьера, начинают о ней заботиться с ранних лет. Есть еще одно строгое правило, которое невозможно обойти. Тест по ESL не имеет пересдачи, и так как сдается он только раз в году, приходится целый учебный год сидеть в классе, который, возможно, ты уже и перерос. Для американских школьников (то есть для рожденных в Америке или сдавших ESL) существует еще один очень важный государственный экзамен. Он называется Citywide Test и тоже сдается в один день по всей Америке. Его можно сдавать каждый год, и если сумма баллов растет, переходить на более высокий уровень в параллели одного и того же класса. К сожалению, его дата всегда опережает тест по английскому, поэтому, даже если ты сдаешь ESL, тебе приходится ждать еще целый год, прежде чем ты сможешь сдавать Citywide Test, а именно успешная сдача последнего позволяет ученику двигаться в направлении самых элитных классов и школ. Вторая попытка сдачи теста ESL у моей дочери была не просто успешной, но вызвала у всех следующую реакцию: такого не может быть, потому что не может быть никогда. Она набрала 81 балл, чего, говорят, давно не случалось в истории местных школ. О ней даже была статейка в бруклинской газете. Дочь была переведена в седьмой класс очень высокого уровня, однако не самого высокого, так как не успела сдать Citywide Test. Правило одно для всех. Этот экзамен она сдавала в конце седьмого класса и получила за него 97 баллов. Нам прислали специальную компьютерную распечатку, в которой было подробно описано, какое процентное соотношение в нем занимает математика, английский, социальные науки, биология и т.д. Также указывалось, что на такое же количество баллов сдало в этом году только 4% американцев. Посыпались почетные грамоты, дипломы, сертификаты. До окончания Junior High School оставался год (средняя школа покрывает классы с 6 по 8 включительно). Почва для поступления в хорошую High School была подготовлена. В это время дочь серьезно увлеклась театром, и, соответственно, выбор пал на школу с театральным уклоном (Art School). В Бруклине имелась одна такая школа, но мало того, что она была не по нашему району, еще к тому же была и конкурсной. Письма мы себе писать не стали, дочь успешно прошла конкурсное собеседование и оказалась в театральном классе выбранной ею школы.
В High School учатся 4 года — с 9 по 12 классы. Однако класса в нашем понимании, с единым составом ребят, в старшей школе не существует. Хотя есть некое подразделение под буквенным обозначением типа наших 10-А или 10-Б. Утром одноклассники собираются в отведенном им кабинете (Ноmе Room), где их отмечает Home Teacher (что-то вроде нашего классного руководителя). А дальше все расходятся по своим аудиториям, так как каждый ученик выбирает те предметы, которые ему интересны и помогут дальнейшей карьере. Поэтому если у тебя есть друг или подруга, ты можешь за целый день не встретиться с ним нигде, кроме как на большой перемене, которая длится час и которую школьники обычно проводят, сидя в коридоре на полу и жуя гамбургеры.
К этому времени проблема зарешеченных окон уже отошла на второй план, зато в старших классах мы столкнулись с новым достижением американской техники — металлоискателями, которыми обшаривают всех входящих в храм знаний на предмет наличия какого-нибудь завалящего пистолетика. Смена проблематики позволяет проследить эволюцию увлечений американского школьника и даже провести социологическое исследование. Несмотря на эту внешне устрашающую атрибутику, преступлений в американской школе в целом совершается меньше, чем в современной отечественной.
Есть в старших классах специальные предметы, которые при успешной сдаче могут быть зачтены на университетском уровне. Поэтому сознательные школьники заинтересованы набирать как можно больше таких предметов, так как здесь они пройдут курс бесплатно, а в университете это стоит денег.
Как известно, вступительных экзаменов в университет не существует. Для поступления следует предъявить результаты специальных тестов (SAT), подготовкой к которым также занимается школа. Таким образом, чем лучше ты учишься, тем больше вероятность твоего поступления в престижный вуз, а такое понятие, как репетитор, соответственно, отпадает само собой. А в Америке никто не любит выбрасывать лишние деньги Еще раз хочу напомнить, что вся описанная выше система Public Schools — бесплатная. |