Я учился в школах № 52 и затем № 232 Санкт-Петербурга (в 1991 году ей было возращено историческое название – 2-я Санкт-Петербургская гимназия). Обе считались одними из лучших по преподаванию английского языка. Затем закончил Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова (СПбГМУ), по специальности лечебное дело и клиническую ординатуру по онкологии. Затем я резко решил сменить вид деятельности и пошел на годовую программу по финансовому менеджменту в Высшей школе экономики при Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов. В настоящее время учусь там же, в СПбГУЭиФ, в аспирантуре (соискательство) на кафедре финансов. В школе и мединституте (так по привычке его и называю) учился средне. В ВЭШе получил красный диплом. Во время обучения в СПбГМУ почти каждое лето в рамках обменных программ IFMSA у меня была возможность обучаться в разных странах (США, Македония, Испания, Италия). После пятого курса я получил именную стипендию University of Pennsylvania School of Medicine (США) и провел 2 месяца в Филадельфии на стажировке. Предыстория моего поступления в Лидс такова. В 2002 году я получил стипендию Британского совета Chevening Awards, поэтому выбор страны был предопределен, о чем, собственно, не жалею, так как Англия славится своими высокими образовательными стандартами. Вопрос с выбором учебного заведения занял добрых 5 месяцев. Мне было предложено на выбор три университета: Middlesex University, University of Glasgow, University of West of England. Выбор программы достаточно тонкая процедура, поэтому очень важно понимание собственных ожиданий и пожеланий в плане структуры курса. Параллельно я проводил свой собственный анализ британских университетов и образовательных программ. Я был заинтересован в программе МВА (Master of Business Administration) с более детальным изучением финансовых дисциплин. Поэтому после длительных поисков по многочисленным сайтам я подал документы в бизнес-школу Лидсского университета (Leeds University Business School (LUBS) http://www.leeds.ac.uk/lubs/, University of Leeds, www.leeds.ac.uk). Важным критерием выбора данного университета послужила аккредитация программы Ассоциацией MBA (AMBA) (www.mbaworld.com), а также высокий рейтинг программы в FT UK Top 15 в 2001 году. Немаловажным для меня было и сочетание «цена – качество», так как я был ограничен размером стипендии. Лидс – быстро развивающийся город на севере Англии, в Западном Йоркшире. В последнее время все больше солидных компаний открывают дополнительные офисы в Лидсе или даже переносят туда свои штаб-квартиры. Лидс также и студенческий город. В нем два университета: University of Leeds (28.000 студентов, обучающихся full-time и 28.000 – part-time и на краткосрочных курсах) и Leeds Metropolitan University. Лидсский университет один из крупнейших в Англии и, по данным газеты The Times (http://www.timesonline.co.uk/article/0,,716-289626,00.html), занимает второе место по популярности среди всех английских университетов. Бизнес-школа расположена в здании бывшей грамматической школы, специально реконструированной под нужды университета. То, что я выбрал МВА, случайностью не является. Я считаю, что MBA из разряда уникального переходит в разряд «обязательного» образования, если у вас есть желание получить престижную и высокооплачиваемую работу – как в России, так и в других странах. С каждым годом все больше и больше бизнес-школ открывают у себя подобные программы. Как мне кажется, качество образования от этого только страдает, поэтому надо быть очень осторожным в выборе учебного заведения. Думаю, что перспективы с подобным образованием достаточно оптимистичны, если у вас есть достаточный опыт работы, определенные связи и хороший потенциал. Курс обучения разбит на три семестра (12 месяцев). В первом семестре в основном читаются базовые (core) предметы: основы бухгалтерского и управленческого учета, организационное поведение (Organizational Behavior), маркетинг. В качестве дополнительных предметов (а их достаточно много) я выбрал корпоративные финансы и принципы принятия решений в менеджменте (Management Decision Making). Во втором семестре преподается один основной предмет – стратегический менеджмент, а из дополнительных (элективных) предметов – финансовый анализ, международные финансы, управление проектами, управление качеством (Total Quality Management). Третий семестр отводится на летний проект и написание диссертации. Следует отметить, что британская система последипломного образования достаточно сильно отличается от российской. Очень серьезное внимание уделяется посещаемости. Посещаемость ниже 75% (а это больше 3 занятий из 10 по предмету) расценивается как неудовлетворительная, и студент лишается допуска к сдаче экзамена или написанию курсовой работы. Экзамен не всегда является единственным критерием оценки знаний по предмету. Assignments, или курсовые работы, имеют весьма широкое распространение. Зачастую сдать экзамен гораздо легче, чем тратить значительное количество своего драгоценного времени на поиск и анализ материалов и написание самой работы. Этот процесс может занять несколько недель. А если таких курсовых несколько, то счет времени идет на дни, особенно в конце семестра, так как есть окончательный срок подачи работ. После этого срока с окончательной оценки снимается 10% (максимальная оценка – 100%, но ее еще не получал никто). За превышение или недобор словарного лимита, а это 3000 слов +/–10% также снимается 10%. Так что, если вы опоздали со сдачей своего творения или не уделили должного внимания словарному лимиту, вы можете лишиться 20% от основной оценки, а это очень много. Все работы очень серьезно проверяются на наличие плагиата. Assignment сдается анонимно, на титульном листе проставляется только номер студенческого билета. Каждый студент подписывает бумагу о том, что он ознакомлен с правилами университета в отношении плагиата. Наказание за плагиат серьезное – вплоть до исключения из университета. Экзамены, кстати, тоже все письменные и тоже анонимные. В зависимости от количества вопросов экзамен может длиться от 2 до 3 часов. В среднем дается один час на один вопрос. Перерывы возможны, но только за счет твоего же времени. А его как раз всегда не хватает, потому что за этот час студент должен написать работу, похожую на наше сочинение, со вступлением, заключением и основной частью. Если это 3 вопроса, получается три сочинения за 3 часа… О том, насколько сложно готовиться к занятиям, судите сами. На лекции, семинары и практические занятия отводится 15 часов в неделю (в среднем 5 предметов по 3 часа). Каждый предмет состоит из 10 занятий. Каждое занятие включает в себя 1.5 часа лекций, 1.5 часа семинаров и практических занятий. Каждый преподаватель самостоятельно определяет количество часов на самостоятельную подготовку. Все зависит от вашего желания. Главное – не увлекаться отдыхом, потому что до экзаменов проверку знаний никто не устраивает, так что под конец семестра можно устроить себе бесконечное сидение в библиотеке и за компьютером без еды и сна. Плюс ко всему в каждом семестре проходят различные конкурсы на написание лучшего бизнес-плана или создание лучшей бизнес-презентации по заданной теме. Есть факультативные занятия, где можно повысить уровень своих знаний в области статистики, навыков карьерного роста и т. д. На моем курсе 132 человека, из них 12 человек – англичане, остальные иностранцы. Распределение такое: примерно 50% – китайцы и 20% – индусы. Это большинство. Есть американцы, европейцы (Швейцария, Италия, Норвегия, Германия), русские, мексиканцы. По официальной статистике, на курсе обучаются представители более 30 стран. Стоимость обучения для иностранных студентов – 15.000 ф. с. в год. Есть возможность получить скидки на обучение, а также университетские стипендии, но в любом случае все это решается в индивидуальном порядке. Из всех вариантов проживания я выбрал общежитие. Хотя уже давно сожалею об этом решении, потому как сочетание «цена – качество» очень страдает. За 75 ф. с. в неделю (а это 300 ф. с. в месяц) вы получаете 8-метровую комнату с довольно скромной обстановкой (все очень маленькое), правда, с душевой кабиной и туалетом в комнате (во многих общежитиях все «удобства» – на этаже). Плюс в конце семестра снимаются показатели за пользование электричеством (25–30 ф. с. за семестр). Общая кухня (электрическая плита, микроволновка, холодильник), которая одновременно является и холлом.
Много зависит от того, какие вам попадутся соседи. Политика университета состоит в том, чтобы размещать студентов так, чтобы квартиры получались интернациональными. Реалии же таковы, что не всегда это очень хорошо работает, потому что у каждого свои представления о самостоятельной жизни плюс очень сильно все же чувствуются культурные различия.
|