24 сентября 23:52
размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]
|
Конституцией страны с 1970 года закреплено существование четырех лингвистических регионов: франкоязычной Валлонии, нидерландоязычной Фландрии, двуязычного Брюсселя и немецкоязычного района на Востоке Валлонии на границе с Германией. С этого времени федеральное Министерство просвещения осуществляет контроль лишь за обязательностью среднего образования и определяет условия выдачи дипломов и сертификатов об образовании всех ступеней. Все прочие вопросы образования относятся к компетенции французских, фламандских и немецких языковых сообществ. Вопросы высшего образования находятся в ведении Министерства образования и государственной службы Фламандского сообщества, Министерства высшего образования, научных исследований, международных связей и спорта Французского сообщества и Министерства образования, культуры, научных исследований и памятников и достопримечательных мест Немецкоязычного сообщества. Для бельгийской системы высшей школы традиционной является связь процесса обучения и проведением фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим направлениям развития современной науки. На науку в бюджете университетов отводится до 40% всех ассигнований. Финансирование научных исследований состоит из ассигнований министерств и государственных ассигнований по линии Института содействия научным исследованиям в промышленности и сельском хозяйстве, Национального фонда научных исследований, а также частных источников, по линии различных компаний, фондов и ассоциаций.
Высшее образование
Высшее образование в Бельгии имеет старые традиции. Первое высшее учебное заведение в стране — Лувенский католический университет — был создан в 1425 году. В 1517 году Эразм Роттердамский основал также в Лувене Школу трех языков (иврит, латынь, греческий), по образцу которой был создан Французский колледж в Париже. В настоящее время в Бельгии почти 180 вузов, где обучается 280 тыс. человек.
Высшее образование Бельгии представлено в виде двух подсистем. Эти подсистемы подчинены, соответственно, министерствам образования франкоязычного и фламандского сообществ.
По степени централизации бельгийская система высшего образования ближе всего к французской и немецкой, поскольку соблюдается принцип единства в управлении, но, по сравнению с французской системой образования, отсутствует традиция управления высшим образованием со стороны профессиональных сообществ.
Франкоязычные учебные заведения близки к французской модели образования, а фламандские — к немецкой и голландской. В целом, различия в организации высшего образования во французском и фламандском сообществах незначительны и проявляются, главным образом, в существовании в одной подсистеме некоторых типов учебных заведений, которых нет в другой (в основном это касается учебных заведений религиозной направленности).
В системах высшего образования представлены два основных сектора: университетский (17 университетов) и неуниверситетский. В соответствии с Законом от 7 июля 1970 года вузы делятся на учебные заведения университетского типа и высшие школы. Имеется 7 собственно бельгийских университетов: Льежский государственный, Университет в Монсе-Эно, Государственный Гентский, Свободный Брюссельский (франкоязычный и отдельно фламандский), Лувенский католический (франкоязычный и отдельно фламандский). Наряду с ними существуют отделения нескольких зарубежных университетов (в Брюсселе и Антверпене), а также ряд бельгийских вузов, приравненных к университетам (обычно они имеют название университетских факультетов, центров, объединений или фондов). К университетским учебным заведениям относится также Королевская военная школа.
В высших учебных заведениях Бельгии не существует ограничений на прием, необходимо только подать соответствующие документы. Тем не менее, наиболее престижные из вузов устраивают вступительные конкурсные экзамены. По своему статусу высшие учебные заведения университетского сектора подразделяются на государственные и негосударственные. Часть вузов страны являются государственными, или \’\’официальными\’\’ учебными заведениями, финансирование деятельности которых заложено в бюджеты правительств указанных выше сообществ. Остальные были основаны частными лицами и организациями и получили название \’\’независимых\’\’ или \’\’свободных\’\’. Многие из них были созданы под эгидой Римской католической церкви, традиционно играющей в Бельгии большую роль в организации и финансировании образования всех уровней, в том числе высшего. Некоторые независимые учебные заведения, в частности, католические университеты, пользуются финансовой поддержкой правительств сообществ.
Государственные университеты (Rijksumverseiten) дают традиционное гуманитарное и естественнонаучное высшее образование. Негосударственные университеты (Free Universities) имеют еще и специфическую (профессиональную) или религиозную ориентацию (католические университеты).
Наличие университетского диплома в соответствии с действующим законодательством необходимо для занятия определенных государственных постов и получения разрешения на работу по специальностям, имеющим общественное значение (адвокат, врач и т.д.). Обучение в университетах многоступенчатое: каждый период или цикл университетского обучения как для получения университетской, так и научной степени завершается получением степеней. Первые два курса обучения в университете дают подготовительную общегуманитарную или общетехническую программу подготовки. После окончания этого цикла студенты получают диплом \’\’кандидат\’\’ — Candidature (соответствующий в другой системе диплому бакалавра). Следующие три курса посвящены специализации по одной из университетских программ и завершаются присуждением диплома \’\’лиценциат\’\’ — Licenciate (в другой системе — магистр). По некоторым дисциплинам эта степень может быть получена после более длительного периода обучения: трех лет — для звания инженера, фармацевта, специалиста в области права или после четырех лет — звания доктора медицины, хирурга и акушера. Следующие два года подготовки позволяют углубить специализацию и после написания и защиты диссертации получить степень \’\’доктор\’\’- Docteur или диплом специалиста. Степень \’\’агреже высшего образования\’\’ — является высшей степенью в этой иерархии и может быть присвоена через два года после получения степени доктора. Минимальный срок обучения в университете 4 года, хотя для получения некоторых специальностей длительность обучения в университете составляет 10-12 лет. Неуниверситетский сектор высшего образования представляет собой сеть высших учебных заведений с \’\’длинным\’\’ или \’\’коротким\’\’ циклом обучения, дающих высшее профессиональное образование.
Высшее образование \’\’краткого типа\’\’ состоит из одного цикла обучения длительностью 3 года (иногда до 4 лет по специальностям искусства и медицины). Преподавание теории ведется поочередно с практическими занятиями в лабораториях, мастерских и т.д., часто уже с первого года обучения по специальностям типа: фермер, бухгалтер, медсестра, школьный учитель, механик, библиотекарь, фотограф, секретарь.
\’\’Длинный\’\’ цикл подготовки дается в учебных заведениях, которые предлагают совмещение курсов университетской направленности и курсов профессиональной подготовки в качестве специализации. Такой цикл подготовки продолжается пять лет, из которых два года изучаются общие курсы и в течение еще трех лет готовится специалист с высшим образованием. Первая ступень завершается присуждением диплома Gradue. После окончания второй ступени подготовки присуждается диплом Licencie. Третья ступень является единой для выпускников второй ступени институтов и университетов, выпускнику присуждается степень дипломированного инженера (Ingeneur diplome).
Фактически границы между секторами высшего образования не являются замкнутыми и студенты могут продолжать очередной этап образования в любом подходящем по специальности высшем учебном заведении. Академический год в университетах разделен на два семестра: сентябрь/январь, февраль/июнь. Реальная сумма, затрачиваемая вузом за один учебный год на одного студента, в зависимости от специальности и ступени обучения составляет от 150 до 200 тыс. бельг. франков (примерно $4-5,5 тыс.). Эти средства вузы получают в качестве субсидий от правительств языковых сообществ, церкви, частных лиц и организаций. При записи на учебу в вуз абитуриент не оплачивает полной стоимости своего обучения, он должен только заплатить так называемый \’\’регистрационный взнос\’\’, который для университетов, например, составляет 15600 — 26300 бельг. франков ($420-720) за один академический год. Запись осуществляется отдельно на каждый учебный год. Студенты некоторых специальностей оплачивают также лабораторные работы. На приобретение учебников ежегодно каждый студент тратит не менее 14 тыс. бельг. франков ($400). В Бельгии существует система предоставления пособий и денежных ссуд для получения образования. Например, пособие для получения высшего образования в вузах Французского сообщества могут получить бельгийцы-выпускники средних учебных заведений старше 17 лет, первый раз поступающие в вуз. Пособие безвозвратное и предоставляется семьям, если доход главы семьи, имеющего не менее трех иждивенцев, составляет около 890 тыс. бельг. франков в год ($24 тыс., данные 1996-97 гг.). Официально максимальный размер пособия составляет от 63 до 131 тыс. бельг. франков в год ($1,7-3,5), однако, реально средний размер пособия — 34 тыс. бельг. франков ($920). Ссуды предоставляются семьям, имеющим на иждивении не менее 3 детей и доход около 1,15 млн. бельг. франков ($31 тыс.) в год. При этом студенту должно быть не более 35 лет к началу первого года обучения в вузе. Размер ссуды, которая должна быть возвращена с крайне небольшими процентами к концу обучения (4%), официально от 30 до 50 тыс. бельг. франков на одного студента ($800-1350) — реально же средний размер ссуды около 10 тыс. бельг. франков ($270). Возврат ссуды распределяется на 10 выплат.
Источник: examen.ru
Другие статьи : 18:04 Знание иностранного языка — значение при трудойстройстве Ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом.
14:11 Какие языки изучать наиболее перспективно
По прогнозам специалистов, через 50 лет китайский язык, несмотря на свою сложность, может стать международным.
06:25 Образовательные технологии будущего
Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса.
06:25 Не поступившие в вуз начнут карьеру..
Состояние рынка труда как никогда этому благоприятствует. Чтобы увеличить свои шансы, стоит пройти краткосрочные курсы повышения квалификации.
07:39 MBA: востребованность бизнес-образования работодателями
В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\». |